DataLife Engine > Разное > ЛИКВИДАТОР

ЛИКВИДАТОР


4 мая 2007. Разместил: cray
После возвращения домой в 1983 году вместе с женой Татьяной Петровной радовались жизни, строили планы на будущее и никогда не думали о том, что у Александра может что-то случиться со здоровьем.
В сентябре 1986 года, когда в семейном кругу обсуждался вопрос, как Александру провести очередной отпуск, в дверь постучал участковый милиционер и приказал срочно явиться в райвоенкомат. В райвоенкомате собралось не менее 15 человек, все водители. Зачем собрали их, не объяснили. «Мы думали, что нас направят на уборку урожая в отдаленные районы, союзные республики, как это практиковалось раньше, - рассказывает Александр Васильевич, - но ошиблись». В числе 150 человек из Рязани доставили его сначала в Киев, а затем
ночью высадили в лесу, в 30 километрах от Чернобыльской атомной электростанции в зараженной зоне. Только утром следующего дня парням из Рязани объяснили, что они будут участвовать в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.
Александр Васильевич Брюзгин сразу же был зачислен водителем в автороту, которая на автомашинах «КамАЗ» возила жидкое стекло, сухой асфальт, щебень, песок, чтобы закрыть взорвавшийся реактор, а на обратном пути вывозил в могильник искореженный от взрыва металл, стеновые блоки, зараженную землю. На водителях, которые подвергали опасности свое здоровье, свою жизнь, не было никакой защитной одежды. Выдали лишь респираторы, в которых невозможно было продержаться
и несколько минут. К тому же после респираторов на лице образовывались кровавые раны. Тогда респираторы и заменили марлевыми повязками.
Александр Васильевич сделал двадцать семь выходов на реактор. Пришлось ему выполнять и самую опасную работу по очистке зданий от графита, который, вырвавшись из реактора, нес сильнейшее излучение. Сразу же после нескольких часов работы на ликвидации аварии на атомной станции Александр Васильевич и его сослуживцы почувствовали во рту металлический привкус, легкое головокружение. Заметно сел голос, но больше всего давала о себе знать усталость во всем теле.
О смерти тогда никто не думал, но за двадцать лет она забрала немало чернобыльцев. Александр Васильевич старается об
этом не думать, хотя в больнице на него имеются три объемистых тома с его болезнями. Инвалид первой группы, он время от времени достает свой берет десантника, афганские фронтовые фотографии и вспоминает молодость, примеряет костюм, на котором за подвиг и ратный труд - многочисленные награды.
Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции часто бывает в школах, много рассказывает о том, сколько горя людям принесла чернобыльская авария, показывает им свои награды, а вместе с ними грамоту Московской Патриархии за труды, понесенные при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
А. МЕЛЕХИН