|
1627 г, октября 14 РЕЧИ РОСПРОСНЫЯ
«136-го году октября в 14 день в роспросе сказал Оношка. Я де Иванов сын Басманова А матеря де у меня звали Агафьею Иванова дочь Салтыкова А отца де моего Ивана Басманова убил розбойник Хлопко. А я де после отца своего остался мал. А дядю де моево Петра Басманова убили с розстригою на Москве. А мать де моя сошла со мною с Москвы в Печерники как были под Москвою литовския люди при царе Васильи И как де Прокофей Ляпунов взял Печерники, и меня де велел взять к себе, и бил де меня чеканом по голове да велел кинуть к медведю. И мне де медведь ногу левою выел. И у медведя отнел де меня скоморох и пустил на волю. И я де прибрел на Михайлов 1. И с Михайлова де меня взяли татаравя в полон. И как и будут в Ливенском уездя, и меня де отграмили у татар ливенцы во 122-м году. И с тех де мест жил в Ливенском уездя и женился у Аггеева крестьянина Самойлова у Микитки Булатнаго на дочери. А по ся места де я не сказывался для тово - хотел к Москве промышлять.»
. Ануфрий жил в Михайлове у священника церкви Николы Красногорского. !!!
Нам известно, что Соборная, это Красная Гора. Вопрос: "Где Красная Горка?". Место, где находится Плотницкое кладбище, это и есть Красная Горка.
ОТПИСКА ЛИВЕНСКИХ ВОЕВОД Ф.В.БУТУРЛИНА И Л. И.ПИСАРЕВА В РАЗРЯДНЫИ ПРИКАЗ О ПОЯВЛЕНИИ САМОЗВАНЦА 1627 г. между октября 14 и ноября 14
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии холопи твои Федка Бутурлин Лаврушка Писарев челом бьют. Нынешнего, государь, 136-го году октября в 13 день сказал нам, холопем твоим, в Съезжей избе ливенец, сын боярской Затруцкого стану Замятня Коширенинов: “В Ливенском уезде в Затруцком стану за ливенцом, сыном боярским за Огейком Самойловым, живет во крестьянех Оношкою зовут, а сказываетца Иванов сын Басманова”. И мы, холопи твои, ево, Оношку, для смутные статьи и для затевочного слова велели ево, Оношку, сыскав, поставить перед собою для роспросу. И, сыскав, ево в Съезжей избе розспрашивали про то подлинно. И он, Оношка, сказал нам, холопем твоим, что он Иванов сын Басманова. И подлинныя ево розпросныя речи послали к тебе государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии с сею отпискою и велели отписку и роспросныя речи подать в Розряде твоим государевым диаком думному Федору Лихочову да Михаилу Данилову . А ево, Оношку, отдали за пристава до твоего государства указу. И о том, государь, нам, холопем, своим, как ты, государь, укажешь.» На об.: Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии.Отметка о подаче: 136-го ноября в 14 день с Ысайком Прокофьевым. Помета:. Чтена. Указал государь того мужика Оношку прислать к Москве с приставом тотчас.»
РАССПРОСНЫЕ РЕЧИ КРЕСТЬЯНИНА АНУФРИЯ В МОСКВЕ В РАЗРЯДНОМ ПРИКАЗЕ Между 1627 г. декабря 25 и 1628 г. января 20
И в Розряде, дияки думной Федор Лихачев да Михаиле Данилов мужика Оношку роспрашивали. Какова он отца сын, и ныне отец ево жив ли, и как ево звали, и где живет? Или отец ево умер и сколь давно, и где умер? И мать ево Оношкова жива ли и чья дочь, и где живет? И почему он сказывает себя Ивановым сыном Басманова? И хто ево Ивановым сыном Басманова назватца научил, и для какова воровства, и хто именем? И он бы про то сказал вправду. И мужик Оношка в роспросе сказал. Какова он отца сын и как отца ево звали, тово не упомнит. А матерь де ево звали Агафьею Иванова дочь. А была де мать ево в Печерникех замужем за Евсейком Офонасьевым сыном, прозвища Татарка. А был де он, Евсейко, в Печерникех на приказе тому лет з 20. А какой он человек и от ково был на приказе, тово он не ведает. А сказывала де ему, Оношке, мать ево, что он, Оношка, Иванов сын Басманова, и отца де ево, Ивана, убили разбойники Хлопко с товарыщи. А про себя де ему сказывала, что она Иванова дочь Салтыкова. А как мать ево в Печерники сошла и хто ее за тово Евсейка замуж давал, тово он от матери своей не слыхал. И вотчима де ево Евсейка Татарку, как при царе Васильи имал Печерники Прокофей Ляпунов, взяли в языцех и отвели в Переславль Резанской. А мать де ево в те же поры пропала безвесно. А ево де, Оношку, ис Печерников свезли на Михайлов михайловские казаки. И был он на Михайлове Николы Красногорского у попа у Исая года с четыре. И тому де лет с пятнатцать приходили под Михайлов нагайские татарове и ево де, Оношку, взяли в полон. И как де татарове пошли из Руси, и их де в Ливенском уезде громили государевы люди, и ево де, Оношку, у татар отгромили. И взял ево с погрому к себе ливенец сын боярской Григорей Токмаков. И жил он у того Григорья года с четыре и от того Григорья сшол, женился у ливенца ж у сына боярского у Агейка Самойлова на крестьянке и жил за ним, за Агейком, во крестьянех лет з десять. А Ивановым де он сыном Басманова сказывался, что слышал от матери своей, спроста. А нихто ему Ивановым сыном Басманова назватца не веливал, назвался собою. Да и по ся места де у него про мать ево ведома нет. Чает умерла или будет в полон взята. А он отца своего не помнит. И в Розряде Оношка осматриван. На голове прошиб[л]ено, и у левой ноги икра едена. А сказал Оношка, что выел ему ногу медведь, как ево в Печерниках метал к медведю Прокофей Ляпунов.
ПЫТОЧНЫЕ РЕЧИ КРЕСТЬЯНИНА АНУФРИЯ В МОСКВЕ В РАЗРЯДНОМ ПРИКАЗЕ 1628 г. января 20
А генваря в 20 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу окольничей Ортемей Васильевич Измайлов да дьяк Михайло Данилов Оношку у пытки роспрашивали. И пытати де велели: какой он человек и хто у него отец, и какой человек был, и почему он называется Ивановым сыном Басманова, и не научил ево хто так назватца, и для чего? Чтоб про то сказал правду. И Оношка в роспросе и с пытки говорил прежние ж речи. Какова он отца сын и как звали, того не помнит. А сказывала де мать ему, что будто он Иванов сын Басманова, а Евсейко де Тотарко ей другой муж, а ему, Оношке, вотчим. А он, Оношко, подлинно про то не ведает. И сказывался он Ивановым сыном Басманова по материну слову спроста, собою. А нихто ево тому не учил. А звали де мать его Агафьею Иванова дочь. И как де Прокофей Ляпунов взял Печерники, и того Евсейка отослал в Переславль Резанской. А мать его взяли темниковские тотаровя. А где ныне мать ево и жива, он того не ведает. А ево де, Оношку, взяли было тотаровя, и ево, Оношку, у тотар отгромили ливенцы дети боярские. И все он жил в Ливенском уезде со 122-го году за Агейком Самойловым. И Оношка вкинут в тюрьму (Фраза написана над зачеркнутым “И Оношка с пытки вкинут в тюрьму”). И окольничей Ортемей Васильевич Измайлов да дьяк Михайло Данилов докладывали о том государю. : И 136-го генваря в 23 день государь се выписка слушав и указал тово мужика Оношку за ево воровство, что он сказывался Ивановым сыном Басманова, сослати з женою и з детьми в Сибирь на житье в пашенные люди
ОТПИСКА ЛИВЕНСКИХ ВОЕВОД Ф. В. БУТУРЛИНА И Л. И. ПИСАРЕВА В РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ О ВЫСЫЛКЕ В МОСКВУ ЖЕНЫ И ДЕТЕЙ АНУФРИЯ 1628 г. не позднее марта 6
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии холопи твои Федка Бутурлин, Лаврушка Писарев челом бьют. Нынешнего, государь, 136-го году февраля в 26 день прислона твоя государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамота на Ливны к нам, холопем твоим. А в твоей государеве грамоте написано: велено нам, холопем твоим, ливенца Огейкава крестьянина Самойлова Аношкину жену и детей, которой назвался Ивановым сыном Басманова, взяв у Огейка Самойлова, со всеми их животы прислать к тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии, с приставом с кем пригож[ е] . А на Москве, приехов, явитца в Розряде [к] твоим государевым диаком думному Федору Лихочову да Михаилу Данилову. И мы, холопи твои, по твоему государеву указу ливенца Огейкова крестьянина Самойлова Оношкину жену Тотьянку и детей их Перфирку да Сенку да Порашку велели у Огейка взять, а взяв, послали к тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии с стрелецким сотником с Ондреем Кармолеевым и велели с ними явитца в Розряде [к] твоим государевым диаком думному Федору Лихачеву да Михаилу Данилову. А животов де, государь, у Оношки было: лошедь, и Оношкина жена сказала, что та лошедь пала. А что, государь, Оношкиных достольных животов, овец и свиней, и мы, холопи твои, велели, оценя, продать. А, продав, велели купить платьишка, в чем до Москвы довесть Оношкину жену з детьми. А что, государь, животов Оношкиных продано и что взято денег, и тому роспись послали мы, холопи твои, с сею отпискою.
На об.: Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии. Отметка о подаче: 136-го марта в 6 день с Ондреем Кормалеевым.
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА КРЕСТЬЯНИНА АНУФРИЯ
1628 г. не позднее марта 6, Роспись, что Оношкиных животов было и продано и что за них взято: Шестеро овец. Взято за овцы шестнатцать алтын четыре денги. Семеро свиней. Взято за свиньи четырнатцать алтын две денги. Десять кур. Взято за куры три алтына две денги. |
|