DataLife Engine > История > "Филькина грамота" и не только...

"Филькина грамота" и не только...


6 декабря 2019. Разместил: bezeda
3 декабря 1564 г. царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и "святости". (Причины таких действий непонятны и по сей день. Современники царя посчитали, что царь впал в дурь.)
В 1566 г. на Земском соборе боярин И. Фёдоров и его сторонники обвинили царя в сумасшествии. За такую грубость они были убиты. Были казнены известные русские полководцы, в том числе герой взятия Казани – Александр Горбатый-Шуйский
В 1569 г. Иван Грозный якобы заставил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью принять яд. Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Кóлычев) был сослан в тверской Отрочь монастырь. Из монастыря Филипп посылал обличительные грамоты царю («Филькины грамоты», так назвал их Иван Грозный).

1566-1567 г. Михайловский воевода
Д а ш к о в Иван Дмитриевич, князь, 1 воевода. Казнен по делу боярина И.П. Федорова
С и д о р о в Григорий Степанович, голова
1568 год. В передовом полку ис Пронска князь Курлятев да Сидоров (умрут в Данкове якобы от морового поветрия), да схожие воеводы в передовом полку с Михайлова города князь Борис Васильевич Серебряной да Юрьи Булгаков, да опришнинские (опришенские) воеводы князь Осип Гвоздев да голова Иван Баушев. В опальном поминальном синодике царя окажется имя "старца Денеся с Михайлова города." Видимо, в связи с низложением Филиппа Колычева и за-за «Царя с низкой умственной ответственностью»
Царь, президент, премьер разваливающий страну, сверху получает гнилой кордон с заклятыми партнерами и как следствие – 1571 год. – А шо такого? Да ни шо, сожгли Москву, турецко-крымские партнёры, набили кучу народа и вывели в Крым десятки тысяч рабов на продажу. А царь-то не дурак, прихватил себе офшорную панамку т.е. всю северную часть Руси, до которой не доходят турецкие набеги.
Понятно, что после такой трагедии стали искать «предателей», ну тех, у которых усадьбы не пострадали от нашествия. Посидели, помянули напрасно усопших и задумали восстанавливать погранично-кордонную службу на южных рубежах. Вспомнили, что…
Михаил Воротынский подготовил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который был утверждён Боярской думой 16 февраля 1571 года.

Этот документ считается первым уставом пограничных войск России.

(Михаил, брат нашего Александра Ивановича Воротынского, который в 1551 году поправил «заборчик» Михайлова городища.)

На крайних точках станичных разъездов М. Тюфякин и М. Ржевский весной 1571 г. устроили специальные пограничные знаки. На огромном дубе, росшем у истоков р. Миуса, был высечен крест, на дубе в верховьях р. Орели выбиты имена Тюфякина и Ржевского, год, месяц и число . Этим актом как бы утверждались официальные границы Русского государства в южной степи, которые выдвигались вплоть до р. Миуса."
Так, к 1572 году царский эксперимент - «Опричный двор» прекратил своё существование.
И кто у нас с Михайлова города, опричник?
1552г. Б о р и с о в - Б о р о з д и н Григорий Никитич, 2 воевода с Ильина дни (Воевода удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, главкома и брата Ивана Грозного)
1571 г. «Против крымцев опричники и армия земщины действовали в условиях раздельного командования и притом крайне неудачно. Большая часть опричного корпуса покинула поле боя вместе с царем, а оставшаяся часть жестоко пострадала, пытаясь отстоять столицу. Результатом же стал общий разгром вооруженных сил Московского государства и сожжение татарами Москвы. Видные опричные военачальники, участвовавшие в походе как полковые воеводы, подверглись смертной казни: кн. М.Т. Черкасский, кн. В.И. Темкин-Ростовский, Василий Петрович Яковлев (Яковля - весной 1555 г. был на Михайлове воеводой). Больше опричный корпус как самостоятельная боевая сила не собирался. Видимо, летом 1571 г. военная организация опричнины рухнула.»

Царский приказ о назначении кн. М. И. Воротынскаго ведать станицы и сторожи, и о созыве в Москву станичных голов, вожей и сторожей для распроса.
Лета 7079 генваря в 1 день приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии боярину своему князю Михаилу Ивановичю Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы.
А которые станичные головы и станичники и сторожи из украинных городов посылают их воеводы в станицах на поле от полков, и по тех велел послати грамоты к наместникам и к осадным головам, чтоб они, сыскав тех станичных голов и станичников, и вожей и сторожей, прислали к Москве на тот же срок. Да и того осадным и станичным головам и станичником и месячным сторожем велел сыскивати которые будет дети боярские в станицы и на сторожи и не ездят за старость и за увечья или за которое иное дело, а наперед того в станицах и на сторожи изживали, или будет которые дети боярские, станичные головы, и станичники и сторожи и в полону были, а ныне из полону вышли, и тех всех, сыскав, велел прислати к Москве часа того на те же сроки.
О станицах и о сторожах и о всяких полских службах сидети и станичных голов и их товарищев, станичников, и вожей и сторожей велел государь роспросити, а роспрося росписати подлинно порознь из котораго города и по которым местом и до коих мест пригоже станицам ездити, и в которых местех сторожем на сторожах стояти и до коих мест на которую сторону от которые сторожи розъездом бывати, и в которых местех головам на поле стояти для береженья от приходу воинских людей, и из которых городов и по кольку человек с которою головою и каким людем на государеве службе быти, чтоб государю про приход воинских людей быти не безвестну и воинские б люди на государевы украины безвестно не приходили. А роспрося их и росписав подлинно порознь, приказал государь послати тех мест на поле, где головам для береженья стояти и сторожам на сторожах быти, досмотрити голов: от крымские стороны князя Михаила Тюфякина да Матвея (Дьяка) Ивановича Ржевского, а от ногайские стороны Юрья Булгакова да Бориса Хохлова; а людем государь велел с ними быти станичным головам и станичником, и вожем, и сторожем, и детем боярским, и атаманом и казаком из украинных городов по росписи. И по государеву приказу боярин, князь Михаило Иванович Воротынской с товарищи о станицах и о сторожах и о всезх полских службах сидел и станичных и сторожевых голов, и станичников и вожей, и о полкех и урочищах и о сторожах роспрашивал, как бы государеву станичному делу было прибыльнее, а роспрося их, приговор велел написать.

Боярский приговор о станичной и сторожевой службе.

Лета 7079 Февраля в 16 день по государеву, цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Pycии приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынской приговорил с детми боярскими, с станичными головами и с станичники о путивльских, и о тульских, и о рязанских, и о мещерских станицах и о всех украинных о дальных и о ближних и о месячных сторожах и о сторожех из котораго города к которому урочищу станичником податнее и прибыльнее ездити, и на которых сторожах и из которых городов и по кольку человек сторожей на которой стороже ставити, которые б сторожи были усторожливы от крымские и от ногайские стороны, где б было государеву делу прибыльнее и государевым украинам было бережнее, чтоб воинские люди на государевы украины войною безвестно не приходили, а станичником бы к своим урочищам ездити и сторожам на сторожах стояти в тех местех, которые б места были усторожливы, где б им воинских людей мочно устеречь. А стояти сторожем на сторожах с конь не сседая, переменяясь, и ездити по урочищам, переменяясь же, на право и на лево по два человека по наказом, каковы им наказы дадут воеводы. А станов им не делати, а огни класти не в одном месте; коли каша сварити, и тогды огня в одном месте не класти двожды; а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а где кто, ночевал, и в том месте не полдневати. А в лесех им не ставитца, а ставитца им в таких местех, где б было усторожливо. А где которые станичники или сторожи воинских людей подстерегут, и станичником с теми вестми посылати в государевы в украинные городы, в которые ближе, своих товарищев, а самим, сзади людей на сакмы ездити и по сакмом и по станом людей исмечати, а ездив по сакмам и сметив людей, да с теми вестми и в другой отослати ж своих товарищев в те ж городы, в которые ближе, а велети ехати, покиня тех людей вправе или влеве, которыми дорогами поближе, чтоб перед воинскими людми в государевы украинные городы весть была ранее, не близко перед ними. А которые головы и сторожи у них на праве или на леве стоят, и им к тем головам и к сторожем с вестью от собя отсылати ж.
А будет пойдут царь, или царевич или многие воинские люди, и им к тем головам и сторожем потому ж отсылати, а велети им ехати на тое ж сакму и сниматись с собою часа того. А будет головы или сторожи к ним вскоре не сойдутца, и им ехати самим по сакме по наказу, не мешкая, а голов и сторожей не дожидатись. А после тех обсылок, переехав по сакме дни два, или три, или больше или меньше, посмотря по делу и по их ходу, и сметя по станом и по сакме гораздо, потому ж отсылати на спех, а самим им ехати за людми сакмою, или где и не сакмою, которыми месты пригоже, покиня сакму по праву или по леву, и ездити бережно и усторожливо и того беречи накрепко: на которые государевы украины воинские люди пойдут, и им про то розведав гораздо, самим с вестми с подлинными спешити к тем городом, на которые места воинские люди пойдут. А которые станичники подозрят людей на дальних урочищах, и им чинити отсылки три или четыре, или сколько будет пригоже, посмотря по людем и по делу, от которых мест пригоже, а не от одного места, к которым украинам ближе, а не к Путивлю и не к Рыльску, чтоб проведав подлинно про люди, на которые места придут, самим с подлинными вестми спешити наскоро в теж городы, на которые места они пойдут. А сторожем, подозрив людей, отсылать с вестми своих товарищев в те городы, из котораго города кто на которую сторожу ездит, а достольным сторожем ездити на сакмы и сакмы переезжати и люди исмечати, а сметив людей, спешити в те городы, к которой украйне те воинские люди пойдут. А не быв на сакме и не сметив людей и не доведовся допрямо, на которые места воинские люди пойдут, станичником и сторожем с ложными вестми не ездити и не дождався на сторожах сторожем собе перемены с сторож не съезжати. А которые сторожи, не дождався собе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учинитца война, и тем сторожем от государя, царя и великаго князя быти кажненым смертью. А которые сторожи на сторожах лишние дни за сроком перестоят, а их товарищи на обмену в те дни к ним не приедут, и на тех сторожех за ослушание имати тем сторожем, которые за них через свой срок лишние дни перестоят, по полуполтине на человека на день. А которых станичников или сторожей воеводы или головы кого пошлют дозирати на урочищах и на сторожах, а изъедут, что они стоят небережно и неусторожливо и до урочищ не доезжают, а хотя приходу воинских людей и не будет, и тех станичников и сторожей за то бити кнутьем. А которым воеводам и которых городов или головам те сторожи будут приказаны, и тем воеводам и головам над сторожми того смотрити накрепко, чтоб у сторожей лошади были добры и ездили б на сторожи, на которых стеречи, о дву конь, на которых бы лошадех мочно, видев людей, уехати, а на худых лошадех однолично на сторожи не отпущати. А у которых сторожей не будет добрых лошадей, и воеводам и головам на сторожех лошади добрые доправити, на которых было лошадех на сторожи ездити было безстрашно, чтоб государские украины безвестны от них не были. А которых станичников или сторожей воеводы или головы станут отпущати в станицы и на сторожи, и воеводам и головам наказывати станичников и сторожей накрепко о всем но наказу, а коней у них смотрит, чтоб у них однолично лошади были добрые; а у кого будет лошади худы, а случитца посылка скорая, и под тех сторожей воеводам и головам тотчас велети доправити лошади на головах на их, а будет надобет вскоре, а доправити будет на них некоди, и воеводам велети имати лошади добрые под те сторожи у их голов, а не будет у тех голов столько лошадей, что дати под сторожи, и воеводам имати, оценя, лошади добрые у полчан своих, да на тех лошадех посылати на сторожи сторожей, а имати на головах на те лошади найму на всякую лошадь по четыре алтыни с деньгою на день, да те деньги отдавати тем людем, у которых лошади поемлют. А которой сторож у кого лошадь потеряет или испортит, и за те лошади денги по цене доправити на сторожевых головах, да отдавати тем детем боярским, чью лошадь потеряют или испортят…
А на поле посланы по государеву наказу князь Михаил Тюфякин да Матвей (Диак) Ржевской смотрити мест и крепостей, до коих мест и до которых урочищ пригоже будет ездити станицам, и в которых местех пригоже ставити сторожи; и как они присмотрят из котораго города и до которых мест ездити станицам и по которым местом где быти пригоже Донецким сторожам, по старым ли местом, или где по новым местом присмотрят, и тогды по их дозору и по росписи, как они отпишут, из котораго города станицы посылати и сторожей на сторожах ставити потому ж по две станицы на месяц, меж ими пропущая по две недели со днем. А сторожем на сторожах стояти с весны по шти недель, а в осень по месяцу, то им и с проездом; а посылати за первой статьею другую и третью по срокам по наказу. А с которых сроков, и с котораго числа и в котором месяце воеводы сторожей учнут на поле на сторожи отпущати, и о том им писати к государю тот же час, с первым гонцом, и роспись тому подлинная прислати, с которых сроков станут отпущати.
А на Донецких сторожах и из всех Украинных городов на Полских сторожах сторожей ставити апреля с 1 числа, а стояти сторожем до тех мест, докуды снеги большие укинут.
Февраля в 18 день боярин, князь Иван Дмитриевич Белской, да князь Иван Федорович Мстиславской, да князь Михайло Иванович Воротынской и все бояре приговорили: которые были рязанские месячные сторожи ездили на Сосенские и Кадомские сторожи, и тем рязанским месячным сторожем вперед на сторожи не ездити, а ездити на те сторожи казаком из всех украинных городов по росписи, из которых городов к которым местом ближе и податнее, опричь (кроме) Донковских казаков; тем не стеречи, докуды уселятца и пашню учнут пахати и лготу отсидят, на колько им дано, а как лготу отсидят, и тогды им стеречи потому ж с казаки вместе. А сторожем рязанским служити рядовая служба; а учинити над рязанскими сторожми, приговорили, над тремя сты человеки две головы детей боярских добрых, да из них выбрати пятидесятников, четырех человек, и десятников во все десятки. А поместьям за сторожи за рязанскими быти старым, за двема человеки сто четьи, по пятидесят четьи за человеком. А жити головам сторожевым и сторожем на государеве службе в Донкове, или где государь велит им быти, переменяясь из обеих половин с головою по семидесят по пяти человек, а другой половине тое головы с десятники жити дома, коли вестей про воинских людей не будет; а по вестем, коли надобет в поход, или где воинские люди придут, и тогды обеим головам со всеми сторожми на государеве службе быти час тот. А которая половина в те поры будет дома, и головам, по воеводцкому приказу, тот же час, по пятидесятников посылати, а велети и с десятники и со всеми людми, собрався наскоро, быти в Донкове у воевод и у голов своих, или в коих местех велят воеводы. А головам быти на государеве службе на переменах, переменяясь по два месяца. А которой будет голова у собя, а детем боярским его половине семидесяте пяти человеком быти с тем головою, которой на государеве службе. А казачьи земли на Михайлове и в Пронску приговорили отдати новиком добрым, которых прибрати, а служити везде и дальняя служба, где государь велит, коей же половине с своею головою; а не дождався детем боярским роспуску или перемены, с службы не съезжати. А кто из них, не дождався роспуску или перемены, с службы съедет, и тем от государя, царя и великаго князя быти в опале, а поместья тотчас отдавати иным новиком, которые похотят служити и с хлебом в тех поместьях.

С этого времени Михайловские казаки стали нести только полковую, городовую службу, а также на Михайлове городе стояли две казачьи станицы по сопровождению послов иностранных государств.
Часть Михайловского казачества переселили в г. Донков.

1575-1576 г.
Г у н д о р о в Иван Андреевич, князь, воевода
К л е м е н т ь е в Репчюк, голова, в апреле 1575г. грамота «которые отоманы и казаки похотят и ты б тех атаманов и казаков отпущал в те городы, хто в которой город захочет» Иван Клементьевич Карпов, по прозвищу Репчюк, по Кашире в 1577г.
1576-1577 г.
"7084 (1576) году Петр Измайлов меньше был Микиты Голохвастова на Михайлове."
П о т е (м) к и н Захарей, голова
М и ш е н и н - Х о т я и н ц о в Иван Иванович, голова "у казаков на Михайлове"

"о Рязанских станицах приговорили, что им государева проезжаго жалованья и за изроны не давати, потому что они на государеве службе въ полках живут во все лето, переменяясь по месяцом, половина станиц на государеве службе, а другая половина станиц дома, а на поле в станицах ездят по вестем; а поместья за ними БОЛЬШИЕ статьи, а денежное жалованье головы емлют годовой оброк из чети, а товарищи их станичники емлют с городом. Дети боярские Рязанцы, что бывали месячные сторожи, 300 их человек; служили они государю сторожевую службу, а стерегли месячную сторожу на Польских сторожах по Сосне и по Дону и по Мече, переменяясь по месяцом, а поместья за ними было по 50 четьи за человеком. Летом 1578 года «многие Ногаи» со своими мурзами ходили под Венев.

от Польские Украины конные казаки.

1572 года. Доклад и боярский приговор о заведывании конными казаками украинных городов, которые несут месячную службу, воеводам и осадным головам.
Лета 7080 били челом государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии Дедиловские и Кропивенские, Донковские и Епифаньские и иных украиных городов от польские украины конные казаки месячные сторожи. В 80 году выбраны они в месячные сторожи из приборов у казачьих голов, а для сторожевые службы велено им в тех городех быти без съезду; казачьи де головы с рядовыми казаки из тех городов живут по государеву указу и по росписи на государеве службе на берегу и на Туле, и в Пронску и по иным городом, где им государь велит быти, а в те поры без казачьих голов сторожевых казаков ведают их и на сторожи отпускают воеводы и осадные головы, и как казачьи головы с государевы службы придут, а сторожевые казаки с сторож в те городы придут, и воеводы, и осадные и казачьи головы хотят их ведати кое ж собе, и в том деи им сторожевым казаком чинитца нужа великая и вперед бы их государь пожаловал, велел ведати осадным головам. И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов велели выписати из государева указу и из боярского приговору, как наперед того о месячных сторожех в государеве указе написано. И выписано: в прошлом 79 году по государеву указу и по приговору боярина князя Михаила Ивановича Воротынского велено ведати месячных сторожей конных казаков казачьим головам, у которой казачьи головы те сторожевые казаки из приборов выбраны, для того что у которых будет сторожей лошади будут худы, а воеводы о том на казачью голову к государю отпишут, или которые сторожи к своим товарищем на обмену на сторожи не поспеют, и лошади добрые, и за лишние дни стояше для мешкотного проезду доправити деньги по государеву указу на казачьих головах, у которых те сторожи в приказе, а государев указ о том писан. И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов, выслушав государева указу и челобитья месячных сторожей всех украиных городов, и приговорили: в Донкове и в Епифани, на Дедилове и на Кропивне и во всех украиных городех от польские украины жилецких конных казаков месячных сторожей, которые стерегут месячную сторожу на польских сторожах, ведати и беречи во всяких делах и на сторожи посылати воеводам, в которую пору воеводы в тех городах на государеве службе; а как воевод в тех городах на государеве службе не будет, и тех конных казаков месячных сторожей, приговорили, ведати и беречи во всяких делах и на сторожи посылати осадным головам и дозорщнков на сторожи посылати надзирати над сторожми детей боярских добрых, для того чтоб сторожи на сторожах стояли бережно и усторожливо и без перемены б с сторож не съезжали, чтоб воинские люди на государевы украины безвестно не пришли; да и того воеводам и осадным головам над сторожми беречи на крепко, чтоб у них лошади на сторожи были добрые, на которых бы лошадях мочно, видев людей, уехати; а держали бы сторожи для сторожевые службы у собя по два коня добрых, или к коню мерин добр; а у которых сторожей лошадей добрых не будет, или и будут, да худы, или которые сторожи товарищев своих на сторожах на срок переменити не поспеют, а сторожи в их нераденье на сторожах лишние дни перестоят, а воеводы о том к государю отпишут, и лошади добрые, и за лишние дни стоянье сторожем деньги правити по воеводцким отпискам на осадных головах, которым те месячные сторожи приказаны ведати, потому чтоб осадные головы вперед того дела в оплошку не ставили; а что за лошади найму для скорых вестей и что за лишние дни стоянье сторожем на осадных головах доведетца доправити, и то подлинно писано в государеве указе и в приговоре боярина князя Михаила Ивановича Воротынского.

Боярский приговор о пожоге полей, с расписанием: из каких городов станицам какие поля жечь.

Лета 7080 октября в — день по государеву цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии указу боярин князь Михайло Иванович Воротынской с товарищи приговорили из которых украиных городов и о кое поры и по которым местом и к которым урочищам и до коих мест и скольким из которого города станицам и по кольку человек в станице на поле ездити и поле жечи и росписали украиные городы и из тех городов станицы польские урочища подлинно порознь, а жечи поле в осенинах в октябре или в ноябре по заморозом как гораздо на поле трава посохнет, а снегов не дожидаясь, а дождався ведреные и cyxиe поры чтоб ветер был от государевых украиных городов на польскую сторону или как будет пригоже, а блиско государевых украиных городов, лесов и лесных засек и всяких крепостей, которые в которых местех крепости учинены от приходу воинских людей однолично беречи их от огня на крепко и блиско их огня не припускати и не обжигати.
И потому приговору в украиные города к воеводам и к осадным головам весне писати в наказех а в осень посылати к ним государевы грамоты в сентябре и розсписи по которым местом поле жечи.

Из Донкова жечи поле:
Вниз по Дону по правой стороне Дону до усть Мечи и до усть Сосны Быстрые и до усть Снаве донских и до усть Девице и до усть Тихие Сосны, а ехати станицам от Донкова меж Дону и Мечи до Зеленковской дороги да меж Мечи и Быстрые Сосны и Дону до усть Воронежа, да меж Быстрые Сосны и Снав и до верх Снав и по Сосне на гору до усть Оломи; да вверх по Оломи да Оломца, да от Оломи меж Снав и Ведуг и до Дону; да меж Ведуг и Девице от Дону и до верховья и до верх Оломи, а сверх Оломи кверх Девицам и кверх Тихии Сосны и до Дону; а посылати из Донкова поля жечи три станицы а в станице по шти человек, а по розсписати им те полские урочища на трое как бы им мочно и ездити и выжечи поле без пропуску и росписи станицам велети давати порознь.
С Дедилова да с Кропивны жечи поле ехати станицам от Дедилова по Упе на гору по обе стороны и до верховья и до Мечи по Веленковскую дорогу и до Веленковского броду и по Мечи на гору и до верховья и меж Плавы и Упы на гору по Плаве и до верховья и до верх Зуши по Зуше за подол до усть Ольховца и до усть Грязские Зуши и по Грязской Зуше на гору и до верховья .... верх Зуши и до Любовши, а по Любовше за подол до усть Орева, а по Ореву на гору и до верховья а сверх Орева да по поверх Локотцов да кверх Сменка большово и к верх Сернаве, а сверх Сернавы меж Туров а и Богданова к усть Куначу до Быстрые Сосны, да меж Мечи и Быстрые Сосны от Зеленкова броду до усть Воронежа межи всех речек жечи не пропущая, да за Сосну меж Оломи и Кщеневы и меж Кщеневы и Тима и до верховья тех рек и до Пузацких лесов и до Семицы до Пузацкие и до верх Оскола а по Осколу за подол и до усть Волуйки, да сверх Оломи да поверх Рагозца и к верх Котла и по Тудони и кверх Волуйки и по Волуйке за подол и до устья жечи сряду не пропущая; а посылати из Дедилова поле жечи свестясь с воеводами, с которыми воеводами Кропивинские казаки на государеве службе в полку будут или на Кропивне с осадною головою три станицы а в станице детей боярских и казаков по шти человек, а розписати им те польские урочища на трое как бы им мочно изъездити и выжечи поле без пропуску и розсписи станицам давати порознь...

Из Путивля жечи поле:
Ехати станицам из Путивля поля жечи от Семи до Псла и до усть Псла до Днепра [17] а от Днепра от усть Псла по Днепру до усть Ворскла и до верховья и до Муравского шляху и за Муравским шляхом те гряды выжечи все; а посылати из Путивля на поле жечи поля две станицы по шти человек детей боярских и казаков которые дети боярские за станицами и за сторожами остались, а казаков с белых дворов.

Доклад и боярский приговор о поверстании детей боярских Рязанцев поместными и денежными окладами.

Били челом государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии дети боярские Рязанцы, что бывали месячные сторожи, 300 их человек; служили они государю сторожевую службу, а стерегли месячную сторожу на польских сторожах по Сосне и по Дону и по Мече, переменяясь по месяцом, а поместья за ними было по 50 четьи за человеком.
И в прошлом 79 году, по приговору бояр князя Ивана Дмитриевича Бельского, да князя Ивана Федоровича Мстиславского, да князя Михаила Ивановича Воротынского и всех бояр, те дети боярские месячные сторожи от сторож отставлены, а в их место на польских сторожах велено стеречи казаком из украиных городов по росписи, а им детем боярским велено служити рядовая служба в Донкове или где государь велит с головами, переменяясь по месяцом, половине быти на государеве службе, а другой половине быти по домом, а поместьям велено за ними быти старым по 50 четьи за человеком.
И от тех мест по 82 год дети боярские Рязанцы месячные сторожи в Донкове и в Пронску и на берегу служили государеву службу с головами, переменяясь по месяцом, половина на службе, а другая половина по домом; а от в 82 году дети боярские служат с головами в Пронску и в Донкове и в Переславле рядовую службу, а не месячную, без отпуску и без перемены, с большими и с середними статьями в ряд; а поместья де за ними старые по 50 четьи за человеком, а денежного жалованья неимывали десять лет, и с тех деи им с малых статей с пятдесят четьи вперед с большими и с середними статьями рядовые службы служити не мочно; и государь бы их пожаловал, велел поместьем и денежным жалованьем поверстати.
И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов сего челобитья детей боярских Рязанцов месячных сторожей слушали, а выслушав, приговорили их поместьем и денежными жалованьем поверстати потому ж, как и иных детей боярских Рязанцов, розспрося окладчиков, кому хто отечеством и службою в версту, а поверстав и деньги дати с городом вместе; а о поместье приговорили послати память и список поместному их окладу к диакам в Поместную избу, а велети их испоместити по государеву указу в их оклады сполна, а служити, приговорили, тем детем боярским рядовую службу с городом вместе, где им государь велит по росписи быти. И по приговору те дети боярские Рязанцы месячные сторожи государевым жалованьем поместьем и деньгами поверстаны и денежное жалованье им в их оклады велено дати сполна и о поместье память и список поместному их окладу к диаком в Поместной Приказ послана, а велено их испоместити в их оклады по государеву указу и по спискам сполна; а верстал их боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов.

1577/8 год. И по тому приговору в 85 году Донковским месячным сторожем конным казаком Богдашку Черницыну с товарыщи 117 человекам государева денежного жалованья дано в их оклады 118 рублев по рублю человеку, а Богдашку Черницыну за волокиту и за проест дан лишней рубль; а досталь им денежного жалованья додати в их оклады в 86 году, а Епифанским, и Дедиловским, и Кропивенским и иных украиных городов от польские украины казаком месячным сторожем дати государево денежное жалованье в их оклады потому ж, как и Донковским казаком месячным сторожем.