верх
верх
верх
1
Город Михайлов Рязанская область 1
Вход на сайт:
Главная страница Новое на сайте Регистрация на сайте Статистика сайта Форум городского Михайловского сайта   1
Навигация по сайту:
1
Опрос сайта:
Где Вы живете?
Михайлов
Рязань
Москва
Другой город
1
Погода в городе:
1
Архив новостей:
1
Интересные ссылки:
1
Реклама:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК (размещение рекламы - Телеграмм @crayioma
Белорусские продукты в Михайлове
jetlend.ru инвестиции в бизнес

Донковских и Епифанских и иных укрАиных городов казаков от польские укрАины.

Категория: История
Донковских и Епифанских и иных укрАиных городов казаков от польские укрАины.
Польские укрАины - это от Поля, а не от Польши.
Город наш Михайлов-Поле (Польский) из того же времени, когда северный берег р. Осётр (Остер) назывался Руский, а южный берег Польский.

ДревЛит.ру

№ 3-й. Боярский приговор об освобождении рязанских сторожей от службы на сторожах, а служить им рядовую службу; о назначении на их место на сторожи казаков из украинных городов; о замене путивльских севрюков, которые ездили на донецкие сторожи из найму, Путивльскими и Рыльскими детьми боярскими.

Февраля в 18 д. боярин, князь Иван Дмитриевич Белской, да князь Иван Федорович Мстиславской, да князь Михайло Иванович Воротынской и все бояре приговорили: которые были рязанские месячные сторожи ездили на Сосо(е)нские и Кадомские сторожи, и тем рязанским месячным сторожем вперед на сторожи не ездити, а ездити на те сторожи казаком из всех украинных городов по росписи, из которых городов к которым местом ближе и податнее, опричь донковских казаков; тем не стеречи, докуды уселятца и пашню учнут пахати и лготу отсидят, на колько им дано, а как лготу отсидят, и тогды им стеречи потому ж с казаки вместе. А сторожем рязанским служити рядовая служба; а учинити над рязанскими сторожми, приговорили, над тремя сты человеки две головы детей боярских добрых, да из них выбрати пятидесятников, четырех человек, и десятников во все десятки. А поместьям за сторожи за рязанскими быти старым, за двема человеки сто четьи, по пятидесят четьи за человеком. А жити головам сторожевым и сторожем на государеве службе в Донкове, или где государь велит им быти, переменяясь из обеих половин с головою по семидесят по пяти человек, а другой половине тое головы с десятники жити дома, коли вестей про воинских людей не будет; а по вестем, коли надобет в поход, или где воинские люди придут, и тогды обеим головам со всеми сторожми на государеве службе быти час тот. А которая половина в те поры будет дома, и головам, по воеводцкому приказу, тот же час, по пятидесятников посылати, а велети и с десятники и со всеми людми, собрався наскоро, быти в Донкове у воевод и у голов своих, или в коих местех велят воеводы. А головам быти на государеве службе на переменах, переменяясь по два месяца. А которой будет голова у собя, а детем боярским его половине семидесяте пяти человеком быти с тем головою, которой на государеве службе. А казачьи земли на Михайлове и в Пронску приговорили отдати новиком добрым, которых прибрати, а служити везде и дальняя служба, где государь велит, коей же половине с своею головою; а не дождався детем боярским роспуску или перемены, с службы не съезжати. А кто из них, не дождався роспуску или перемены, с службы съедет, и тем от государя, царя и великаго князя быти в опале, а поместья тотчас отдавати иным новиком, которые похотят служити и с хлебом в тех поместьях.

2 головы из детей боярских над 300 казаками; 4 чел. пятидесятников и в каждой десятне – десятник.

О Путивльских севрюкех.

А которые путивльские севрюки ездили из Путивля на Донецкие сторожи из найму, и тех севрюков приговорили отставити, на сторожи их не посылати, и найму им вперед не давати, потому что посылают их из Путивля на сторожи из найму, а найму им дают из государевы казны на шесть, месяц, а на восмь месяц; а стоят на сторожах неусторожливо, воинские люди на государевы украйны приходят безвестно, а они того не ведают, и вести от них прямые николи не бывают, а приезжают с вестми с ложными. А посылати в их место на донецкие сторожи детей боярских путивльцов да рылян, а не будет столько путивльцев да рылян, ино к ним прибавити и посылати на сторожу почапцов и новаго городка северскаго. А ставити, приговорили, на стороже по шти человек сторожей, перед старыми сторожами на всякую сторожу в прибавку по два человека сторожей, для того чтоб им розъезжати на право и на лево, переменяясь безпрестанно, по два человека. А служити с поместей и с посадцких земель да с денежнаго жалованья, а наемных денегъ им не давати; а которые земли у посадов в Путивле или в Рылску, и теми землями, приговорили, их верстати, а давати им те земли в поместье потому ж, как и Рыляном. А Путивльцов, приговорили, верстати на зиму в 80 году. А о казакех поговорили в Путивле и в Рылску будет похотят, ино бы учинити тысяча человек казаков конных, или сколько пригоже, посмотря по земле, сколько где будет земли. А служити им посылки полские и сторожи с земли без денег: которой коли послужит, и государь того велит тогды и пожаловати. А доложити о том о всем государя, царя и великаго князя, как государь о том о всем указ свой учинит.

(Книга Московск. Ст. № 1-й, л. л. 33-38).

№ 23-й. Доклад и боярский приговор о прибавке казакам украинных городов, которые несут сторожевую службу, поместнаго оклада по тридцати четей, и о выдаче им денежнаго жалованья.

Били челом государю царю и великому киязю Ивану Васильевичю всеа Pycии Донковские, и Епифаньские, и Дедиловские, и Кропивенские и иных украиных городов от польские украины казаки конные месячные сторожи, которые стерегут на польских сторожах по Дону, и по Мече, и по Сосне и по иным польским урочищам изо всех городов от Польские украины, о поместном верстанье и о денежном жалованье и выписано из приговору: наперед того стерегли на польских сторожах дети боярские Рязанцы с малых статей с 50 четьи, а было их 300 человек, а денежное, жалованье имали с городом безпереводно по окладом, и в 79 году те дети боярские Рязанцы месячные сторожи от сто-рож отставлены, а велено им служити рядовая служба с городом, где им государ велит быти с головами переменяясь по месяцом: половине быти на государеве службе, а другой половине быти по домом, а поместьям за ними быти старым по 50 четьи за человеком; а на польских сторожах в их место велено стеречи из Донкова, из Епифани, из Дедилова и из иных украиных городов казаком по росписи, а служити велено казаком сторожевая служба с земель, а земель им велено дати по дватцати четьи человеку, а на сторожах велено им быти о дву конь или к коню мерен добр; и от тех мест и по ся места казаки в детей боярских место с тех земель служат сторожевую службу без денежного жалованья, и государь бы их пожаловал поместьем и денежным жалованьем потому ж, как было поместье и денежное жалованье де тем боярским Рязанцом месячным сторожам, чтоб им вперед было с чего государева сторожевая служба служити; а не пожалует их государь, не велит поверстати поместьем и денежным жалованьем, и их деи с тех с малых статей с поместей с дватцати четьи без денежного жалованья с тое сторожевую службу не будет.

И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов сего челобитья слушали, а выслушав, приговорили о том поговорити со всеми бояры.

И марта в 15 д. бояре князь Иван Федорович Мстиславской, да князь Петр Данилович Пронской, да Никита Романович Юрьев, да Иван Васильевич Шереметев, да диаки Ондрей да Василей Щелкаловы сего челобитья слушали, а выслушав, приговорили: Донковских и Епифанских и иных украиных городов казаков от польские украины, которые казаки стерегут месячную сторожу в детей боярских место, выписати порознь, что в котором городе по государеву указу и по росписи велено быти жилецким конным казаком, и сполна ли они ныне в тех городех по указу или несполна, и что в котором городе из тех конных жилецких казаков выбрано сторожей на польские посылки на сторожи, и что в котором городе за сторожами осталось казаков, а приговорили о том послати память к диаком в Стрелецкой приказ, чтоб они о том в Розряд прислали роспись, что в котором городе велено учинити по государеву указу и по росписи жилецких конных казаков, и сполна ли они ныне в тех городех или несполна. И по приговору память в Стрелецкой приказ послана.

И по выписи за приписью Стрелецких диаков:

В Шатцком велено прибрати казаков 150 человек, и в Шатцком в приборе 77 человек и в том числе сторожей 18 человек, да на польские посылки с головами 30 человек, а затем останетца 29 человек, а в недоборе 73 человека.

В Рязском велено прибрати 200 человекъ казаков, и прибрано 195 человек казаков (и прибрано 195 человек) и в том числе сторожей 90 человек, да на польские посылки на Дон усть Богатово Затону с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 75 человек, а в недоборе 5 человек.

В Донкове велено прибрати 1000 человек, а прибрано 262 человека и в том числе сторожей 117 человек, да на польские посылки на Дон усть Богатово Затону с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 115 человек, а в недоборе 738 человек.

В Епифани велено прибрати 700 человек и прибрано 420 человек и в том числе сторожей 51 человек, да на польские посылки на Сосну усть Ливен 150 человек на все три статьи, а затем останетца 219 человек на все три статьи, а затем останетца....

На Дедилове велено прибрати 500 человек, и прибрано 315 человек, и в том числе сторожей 50 человек, да на польские посылки на Сосну усть Ливен 150 человек, да на Оскол усть Убли с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 85 человек, а в недоборе 185 человек.

На Кропивне велено прибрати 500 человек и прибрано 332 человека, и в том числе сторожей 50 человек, да на польские посылки на Сосну усть Ливен 150 человек, да на Оскол усть Убли с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 102 человека, а в недоборе 168 человек.

В Новосили велено прибрати 300 человек, и прибрано 153 человека, и в том числе сторожей 114 человек, и у сторожей осталось 39 человек, а надобе на польские посылки на Сосну усть Ливен да на Донец на Северской усть Уд с головами 90 человек на все три статьи, и на те польские посылки на Сосну и на Донец на первую статью казаков будет, а на две статьи не будет, потому что недостало на польские посылки 51 человека, а в недоборе в Новосили 147 человек.

На Орле велено учинити 500 человек казаков, и прибрано 80 человек, и в том числе сторожей 78 человек на все три статьи, и у сторожей осталось только два человека казаков, а надобет на польские посылки на Сосну усть Ливен и на Донец на Северской усть Уд с головами 90 человек на все три статьи, и на те польские посылки на Сосну усть Ливен и на Донец на Северской казаков недостало, а в недоборе на Орле 420 человек казаков.

И всего в тех городех сторожей 577 человек на все три статьи конных казаков, которые казаки росписаны на польские посылки, и опричь Олаторских, и Кадомских и Темниковских, и Мценских и Карачевских сторожей, потому что Олаторские сторожи в приказе Казанского дворца, а на Кадомских и на Темниковских сторожах стерегут Татарове и Мордва, и те сторожи в Мещерском приказе, а на Мценских и на Карачевских сторожах стерегут дети боярские тех городов Мецняне и Карачевцы с поместей и с денежного жалованья, а деньги емлют с городом.

И бояре князь Иван Федорович Мстиславской, да князь Петр Данилович Пронской, да Никита Романович Юрьев, да диаки: Ондрей да Василей Щелкаловы сее росписи слушали, а выслушав, приговорили: в Украиных городах от Польские Украины в Шатцком, в Рязском, в Донкове, в Епифани, на Дедилове, на Кропивне, в Новосили и на Орле за теми казаки, которые стерегут месячную сторожу на польских сторожах поместьем и денежным жалованьем поверстати, придати к старому их поместью к дватцати четвертям новые придачи по тридцати четьи человеку, и всего за ними учинити старого поместья и с новою придачею по пятьдесят четьи за человеком.

А денежное жалованье приговорили им давати в третей год по три рубли человеку для сторожевыя службы, чтоб им безконным не быти, а быти у них по два коня добрых или к коню мерен добр; а о поместьях о их приговорили послати память в Поместной Приказ к диаком, а велети послати в те городы писцов детей боярских и подьячих добрых, и тех казаков месячных сторожей во всех городах всех пересмотрити на лицо с коньми и со всею их с польскою сторожевою службою, да которые казаки собою худы или безконны и с сторожевую их службу не будет, и тех худых и безконных казаков от сторожевые службы отставити и им служити казачья рядовая служба, и поместной им придачи не придавати, а в тех худых место прибрати в сторожевую службу из рядовых казаков добрых и конных, которым бы мочно сторожевая служба служити, тем и поместная придача и денежное жалованье давати; а во Мценску и в Карачеве приговорили на сторожах стеречи детем боярским из тех городов с малых статей с пятидесят, и с семидесят и со ста четьи, потому что в тех городах казаков в росписи не написано, а—в Шатцком, и в Новосили и на Орле приговорили на сторожи и на польские посылки в прибавку к казаком, на которые посылки казаков не достанет, посылати детей боярских с малых статей потому ж, как во Мценску и в Карачеве, для того что в тех городах казаки по государеву указу и по росписи не сполна прибраны; да тех детей боярских потому ж пересмотрити всех на лицо с коньми и со всею их службою и имяна тех детей боярских и казаков, которые выбраны будут на польские сторожи, во всех городах, колько в котором городе велено сторожем по росписи быти, переписати на список подлинно порознь, да те списки и поместные их оклады и денежные детей боярских и казаков привести к Москве и отдати диаком в Розрядной избе, а детем боярским денежное жалованье имати с городом по прежним окладом, а служити им сторожевая служба переменяясь по месяцом: то их и служба, а рядовые им службы не служити, для того чтоб сторожевая служба была сполна, опричь приходу воинских людей, а как приходу почаяти воинским людем, и им, и тем детем боярским и казаком, всем быти с воеводами в полку для приходу воинских людей, а пришед из походу быти по домом; а у которых детей боярских и у казаков, лошади будут худы, или которые дети боярские и казаки на сторожи на срок на перемену не поспеют, а товарыщи их в те поры лишние дни на сторожах перестоят, и о том над ними чинити по прежнему государеву указу; а указ государев о том писан в — главе.

И по тому приговору в 85 году Донковским месячным сторожем конным казаком Богдашку Черницыну с товарыщи 117 человекам государева денежного жалованья дано в их оклады 118 рублев по рублю человеку, а Богдашку Черницыну за волокиту и за проест дан лишней рубль; а досталь им денежного жалованья додати в их оклады в 86 году, а Епифанским, и Дедиловским, и Кропивенским и иных украиных городов от польские украины казаком месячным сторожем дати государево денежное жалованье в их оклады потому ж, как и Донковским казаком месячным сторожем.

(Московск. ст. книга № 1: лл. 231—243).

№ 24. Доклад и боярский приговор о поверстании детей боярских Рязанцев поместными и денежными окладами.

Били челом государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии дети боярские [38] Рязанцы, что бывали месячные сторожи, 300 их человек; служили они государю сторожевую службу, а стерегли месячную сторожу на польских сторожах по Сосне и по Дону и по Мече, переменяясь по месяцом, а поместья за ними было по 50 четьи за человеком.

И в прошлом 79 году, по приговору бояр князя Ивана Дмитриевича Бельского, да князя Ивана Федоровича Мстиславского, да князя Михаила Ивановича Воротынского и всех бояр, те дети боярские месячные сторожи от сторож отставлены, а в их место на польских сторожах велено стеречи казаком из украиных городов по росписи, а им детем боярским велено служити рядовая служба в Донкове или где государь велит с головами, переменяясь по месяцом, половине быти на государеве службе, а другой половине быти по домом, а поместьям велено за ними быти старым по 50 четьи за человеком.

И от тех мест по 82 год дети боярские Рязанцы месячные сторожи в Донкове и в Пронску и на берегу служили государеву службу с головами, переменяясь по месяцом, половина на службе, а другая половина по домом; а от в 82 году дети боярские служат с головами в Пронску и в Донкове и в Переславле рядовую службу, а не месячную, без отпуску и без перемены, с большими и с середними статьями в ряд; а поместья де за ними старые по 50 четьи за человеком, а денежного жалованья неимывали десять лет, и с тех деи им с малых статей с пятдесят четьи вперед с большими и с середними статьями рядовые службы служити не мочно; и государь бы их пожаловал, велел поместьем и денежным жалованьем поверстати.

И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов сего челобитья детей боярских Рязанцов месячных сторожей слушали, а выслушав, приговорили их поместьем и денежными жалованьем поверстати потому ж, как и иных детей боярских Рязанцов, роз-спрося окладчиков, кому хто отечеством и службою в версту, а поверстав и деньги дати с городом вместе; а о поместье приговорили послати память и список поместному их окладу к диакам в Поместную избу, а велети их испоместити по государеву указу в их оклады сполна, а служити, приговорили, тем детем боярским рядовую службу с городом вместе, где им государь велит по росписи быти. И по приговору те дети боярские Рязанцы месячные сторожи государевым жалованьем поместьем и деньгами поверстаны и денежное жалованье им в их оклады велено дати сполна и о поместье память и список поместному их окладу к диаком в Поместной Приказ послана, а велено их испоместити в их оклады по государеву указу и по спискам сполна; а верстал их боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов.

(Московск. ст. книга №1, лл. 227—230).

№ 214-й. Отписка Зарайского воеводы о приеме городового наряда. 1629г.

Зарайский воевода Осип Секирин в отписке, полученной в Розряде 12 апреля, доносил, что он принял у прежняго воеводы, Василья Беклемишева, на городе наряд, в казне — зелье и свинец и всякие пушечные запасы по росписи за поповою рукою, а в росписи писано: «В городовых в Никольских воротех пищаль старая полуторная, ядро четыре гривенки, к ней четыреста тридцать ядер; пищаль полковая, дермлиг ("дермлиг" - маленький представитель отряда соколиных, имя собственное. Иногда обозначались так у нас фальконеты (фальке - сокол), они же фоконы, они же соколки, они же вальконейки. Носили как правило имена "ястреб", "чеглик", "сокол", "дермлиг" и т.д. - прим.: Антов Д.), ядро две гривенки, к ней сто тридцать пять ядер; пищаль семипядная, после пожара без станка, ядро две гривенки, к ней сто тридцать пять ядер, а стояла до пожара на Спасских воротех; пищаль полковая медяна, после пожара без станка, ядро по три гривенки, к ней пятьдесят ядер, а стояла до пожару на Егорьевских воротех, снесены те обе пищали с тех ворот для береженья, что на тех воротех кровли нет и мосты худы; на тех же Никольских воротех вверху две пищали сороковыя медяны, стоят на сводех на воротных, а мост верхний и кровля на тех воротех сгорели, и творило над вороты огнило и розвалялось, одна пищаль и преже того была тут же, а другая принесена с Наугольныя башни от кабака, для того что в той башне мосты выгорели сверху и до земли, как горел город; да тюфяк железной на собаке, ядер к нему нет. На Казенной башне пищаль сороковая медяна на собаке, стоит на нижнем мосту, а мощено кирпичем по деревянному мосту и тот мост худ, стоит на подпорах, а верхний мост и кровля сгорели, как горел город, и капель в зелейной казне великая. На Наугольной башне от кабака пищали нет, мосты в ней выгорели сверху и до земли. На Спасских воротех пищали нет ни одной, мост верхний и кровля сгорели, а свод воротной испровалился, наряду на тех воротех стояти нельзя. На Наугольной башне от тайника пищаль сороковая медяна на собаке; мосты в ней выгорели сверху и до земли и кровля сгорела, как город горел, и наряду стояти нельзя. На Егорьевских воротех пищали нет, верхний мост и кровля сгорели, а своды воротные испровалились и ворота выгорели, наряду стояти на тех воротех нельзя, засыпаны те ворота хрящем. На Наугольной башне от Николы Площадскаго две пищали сороковыя медяны, одна на собаке — и преж того стояла тут же, а другая лежит на окне, принесена с Спасских ворот, а мост верхний в той башне и кровля сгорели, как горел город. И всего в Заразском сороковых шесть пищалей и ядер по полугривенке к тем к шести пищалям тридцать пять ядер, четырнадцать пищалей затинных, к ним девятьсот двадцать ядер, и те затинныя пищали все с города снесены после пожара и лежат в казне, а на городе на воротех и на башнях на всем городе кровли и мосты сгорели, как горел город, а после пожара не крыты, а своды кирпичные на воротех испровалялись и в приход воинских людей на воротех и на башнях наряду стояти немочно и стрелять из него нельзя, кровли и мостов нет. Зелья в Заразском в казне в дву бочках осмнадцать пуд без четверти пуда, да в ушатке зелья полтора пуда; свинцу в казне девять пуд двадцать пять гривенок; на городе колокол вестовой. Да в Заразске ж для приходу воинских людей около посада был острог стоячий, а ворота и башни острожныя были рубленыя, а около острога был ров и надолобы и частик, и тот острог и надолобы и частик погнили и вывалились и ров обвалился и засорился; и ныне около посада острога нет ни одной тынины, и ворота и башни острожныя все погнили, и в приход воинских людей крепости никакой около посада нет, стояти на стороже ни с каким боем нельзя».

(Москов. ст. столб. № 40, лл. 150 — 152).

№ 613-й. Отписка калужских воевод о поражении князем Ф. Волконским польских и литовских людей в селе Сухиничах.

Калужские воеводы, Федор Куракин да Федор Волконской, в отписке, полученной в Розряде 7 Февраля, доносили: «В нынешнем, во 142-м, (1634) году Февраля в 1-й день, посылали мы подъезд в Мещевский уезд в вотчину твоего, государь, окольничаго Артемья Васильевича Измайлова, в село Козловское, козлитина Уруса Сокольникова да мещенина Филона Ивашенцева с товарищи; и Урус Сокольников да Филон Ивашенцев с товарищи приехали из подъезду Февраля во 2 день, за два часа до света, а сказали нам: приходили де литовские люди в Мещевский уезд в село Лычино и в иныя села и в деревни, от Колуги за сорок верст, а из села де Лычина пошли де под Мещевск. И по тем вестям я, Федька Куракин, послал на польских и на литовских людей товарища своего князя Федора Волконскаго, февраля во 2 день, в первом часу дня, а с ним послал своего полка дворян и детей боярских розных городов девять сотен, да его, князя Федорова полку, с дворяны же и с детьми боярскими голова с сотнею, да с князем же Федором я посылал белевских кормовых казаков, и тульских черкас, и днепровских, и дедиловских и чернских казаков двести человек, и велел я товарищу своему, князю Федору Волконскому, с твоими государевыми ратными людьми, прося у Бога милости, над польскими и над литовскими людьми и над черкасы промышляти, сколько милосердый Бог помочи подаст. И Февраля в 3 день, князь Федор Волконской с твоими государевыми ратными людьми сошли польских и литовских людей и черкас в Мещевском уезде в вотчине Вознесенскаго девичьяго монастыря, что на Москеве, от Колуги семьдесят верст, в селе Сухиничех, и с польскими и с литовскими людьми и с черкасы у князя Федора был бой; и, милостию Божиею и твоим государским счастием, князь Федор Волконский с твоими государевыми ратными людьми польских и литовских людей и черкас многих побили, побивали литовских людей от села Сухиничь на семи верстах, до Васильева поместья Блудова, до деревни Михалевичей, и языков поимали, а взято в языцех литовских людей и черкас семьдесят человек и многие из них на дороге, не доезжая Колуги, а иных в Колуге не успели роспросить, от ран померли». Помета: «Отписать с похвалою».

(Москов. ст. столб. № 101, лл. 82—83).

Примечание: Рылск, стрелцы, да и Захарины, таперича: Рыльск, стрельцы, Захарьины.
Захарины Серебряни, можете расписывать свою родословную царьскаго происхождения.







Информация
Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
 
ioma(собака)mail.ru
1 ??????.???????