верх
верх
верх
1
Город Михайлов Рязанская область 1
Вход на сайт:
Главная страница Новое на сайте Регистрация на сайте Статистика сайта Форум городского Михайловского сайта   1
Навигация по сайту:
1
Опрос сайта:
Где Вы живете?
Михайлов
Рязань
Москва
Другой город
1
Погода в городе:
1
Архив новостей:
1
Интересные ссылки:
1
Реклама:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК (размещение рекламы - Телеграмм @crayioma
Белорусские продукты в Михайлове
jetlend.ru инвестиции в бизнес

Новороссия. Крым.

Категория: История
Новороссия. Крым
Россия. Полное географическое описание нашего отечества под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского.

Новороссия и Крым. m. XIV. СПб., 1910.

Новороссия, состоящая из губерний Бессарабской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской, области Войска Донского и Ставропольской губернии, занимает южную окраину Европейской России, примыкающую к Черному морю и к Манычу – этой впадине, по которой когда-то Каспийский бассейн по-видимому соединялся с Черноморским. Черное море своими ответвлениями прихотливо изрезывает берега Новороссии, вторгаясь в них двумя заливами – закрытым Азовским мелководным морем, иначе «Меотийским болотом» древних, и западным, еще более обширным, открытым и более глубоководным заливом, которому, по странной случайности, не дается общего имени на наших картах, хотя отдельные его части и называются заливами Каркинитским, Каламитским и др. Между этими двумя заливами помещается ромб Таврического полуострова. В оба залива впадают крупнейшие южные артерии Европейско-Русской равнины – Дон и Днепр, а в западный залив кроме того еще крупнейшая водная артерия Балканского полуострова и восточной половины Средней Европы – Дунай. Большая часть Новороссии представляет волнистую или гладкую черноземную, безлесную равнину, за исключением лесистого горного Крыма...

Инстинкт части русского населения, недовольной внутренними распорядками Московского и Польско-Литовского государства, гнал ее завоевывать на их окраинах вольные степи Черноморья. Это движение началось в XVI веке – из Московского государства; «Рязанскими казаками Ржевского», которые вместе с каневскими козаками князя Дмитрия Вишневецкого (Байды) образовали «Запорожскую Сечь». Но сначала политическое соперничество Москвы и Польши, а затем военная отсталость Московского государства – отодвинули завоевание Новороссии слишком на два века, тем более, что до прочного успеха в этом направлении пришлось, как показал опыт Петра Великого, сначала «прорубить окно в Европу» через Балтийское море, чтобы стать в ряд европейских государств. Только Потемкину – этому «великолепному князю роскошнейшей Тавриды» – удалось неразрывно соединить всю Новороссию с остальной равниной Европейской России и включить в корону Екатерины II ее лучшую жемчужину – горный Крым.

Населенная по приглашению Потемкина самыми разнообразными этнографическими элементами, во главе с великорусами и малорусами, Новороссия начала сгущать свое население и разрабатывать под земледелие свои девственные степи со сказочной быстротой. Этот процесс еще более ускорился, когда во второй половине XIX в. сеть железных дорог соединила ее с центральными частями Европейской России и под влиянием проведения железных путей стали разрабатываться богатейший Донецкий каменноугольный бассейн и железорудное Криворожье; соединенный с Центральной Россией железным путем, горный Крым сделался тогда же крупнейшим поставщиком фруктов и излюбленной климатической станцией для всех состоятельных классов населения Европейской России. Так навеки присоединилось северное Черноморье к остальной равнине Европейской России, от которой оно было так долго искусственно отторгнуто, и дальнейшая его культурная судьба теснейшим образом вошла, как часть, в судьбу ее. Все культурные начинания, шедшие издревле с юга, теперь пошли только с севера. Так вторая культура наслоилась на развалинах первой после долгого промежутка, в виде обратной волны. В. Семенов-Тянь-Шанский, 1910

Исторические судьбы Новороссии
Я. Ф. Ставровский «Россия…», т. X. С. 126–171.

Отливу славянского населения из степей обязано было появление нового юго-западного центра древней Руси, после того как историческая роль Киева, с постепенным прекращением византийской торговли и перенесением главной части киевского центра на северо-восток, во Владимир на Клязьме, была сыграна. Так выросла земля белохорватов или Червонная Русь, занимавшая пространство по верхнему течению Днестра и Прута, т. е. нынешнюю Галицию, часть Подольской губ. и северную часть (Хотинский у.) Бессарабской губ. Сила этого княжества основывалась на соперничестве трех соседних государств – Руси, Венгрии и Польши, а частью обязана была ряду даровитых князей. Наиболее популярный из них Ярослав Осмомысл так воспет в знаменитом «Слове о полку Игореве»: «высоко сидишь ты на своем златокованном престоле; ты подпер Карпатские горы своими железными полками и загородил дорогу королю венгерскому, затворил ворота к Дунаю; ты один судишь и рядишь до самого Дуная. Как гроза разносится твое имя по всем землям и открывает вход в Киев; с отцовского золотого престола стреляешь ты султанов в далеких землях». Значительной силы достигло княжество при Романе Мстиславиче Волынском, который соединил Волынское княжество с Галицким. Этот князь успешно воевал с половцами и с новым растущим соседом – Литвой. Еще большего могущества достигло Галицкое княжество, снова отделившееся от Волынского, при Данииле Романовиче благодаря сильному наплыву русского населения, устрашенного появлением новых кочевников – татар.
Так, в 1271 г. ненадолго образовалось Ногайское ханство из едисанских и джамбулакских татар. Благодаря той же обособленности некоторое время могло держаться и славянское население по городам, уцелевшим после татарского погрома. В известном списке городов, составленном не позже XIV в., обозначены русские города Романов Торг (ныне Роман) на р. Прут и Хотин на Днестре.
В 1362 г. Ольгерд разбил трех подольских татарских князей, после чего, остатки татар, частью ушли в Крым и за Дунай (в Добруджу), частью подчинились Литве. Литовско-русские князья расширили свои владения до Черного моря, включая, правый берег Днестра, и до Днепра и, пользуясь ослаблением Золотой Орды, подчинили себе ногайских кочевников. По свидетельству грека Халкокондилы, ногайцы в XV в. платили литовцам дань за право пастьбы и кочевья и несли военную службу, за что им был уступлен г. Очаков. О подчинении татар литовцам свидетельствует также русская летопись, повествуя, что при осаде Пскова в 1426 г. с Витовтом были и «татарове его».
Не ограничиваясь указанными пределами, литовские князья пытались распространить свои владения и на Крым, куда предпринимали неоднократно походы, надеясь на поддержку дружественных им крымских беев. Так, в 1397 г. Ольгерд разграбил Херсонес; затем, по словам польского историка Михаила Литвина, в северных степях Таврической губ. видны были шанцы, курганы, колодцы, мосты, перекопы (рвы) и остатки укреплений, называемые Гедиминовыми и Витовтовыми которые позднее были разрушены во время смут.
Вместе с распространением литовской власти на значительную часть южно-русских земель вновь возрождалась здесь оседлая культурная жизнь; край быстро заселялся, возобновлялись прежние русские города и строились новые. Так, в списке замков после смерти Витовта в 1430 г. указаны Соколец (г. Вознесенск Елисаветградского у.), Черный Город (Очаков), Качукленов (Гаджибей-Одесса) и Маяк-Каравул (Маяки в лимане Днестра). Затем в «Книге Большого Чертежа», списанного с древнего оригинала в XVI в., значится на Днестре город Нарока (в 130 верстах от устья), град Орыга (Оргеев), град Тегиня (Бендеры), град Туборча (ныне с. Чобруча на Днестре Аккерманского у.). Эти же города с несколько измененными названиями встречаются позднее на карте Польши XVI в. Вячеслава Гродецкого, где кроме них еще названы Устья (близ с. Городешты на Днестре Оргеевского у. или около Вад-Рашкова Сороцкого у.) и Белгород. Из укреплений против татарских набегов, воздвигнутых после Витовта, известны также Чапчаклей или Балыклей при впадении р. Чичиклеи в Буг, близ нынешнего местечка Покровского, поселки на берегу р. Синюхи и в порожистой части р. Буга. На Днепре, согласно Михаилу Литвину, были следующие литовские замки: Гебердиев Рог (Колеберда Кременчугского у. Полтавской губ.), Миссурим (Мишурин Рог Верхнеднепровского у.), Кочкос (Кичкасы Екатеринославского у.), Тавань (некогда крепость Эски-Тавань напротив с. Тягинки). В этих укреплениях и замках содержались гарнизоны против татар и ногаев и для защиты караванной торговли, которая стала теперь успешно развиваться. Из Подолии сплавляли хлеб по Днестру до Белгорода. В 1415 г. несколько кораблей с хлебом из Гаджибея спасли от голода Константинополь, окрестности которого были опустошены турками. Успешно развивалась также и генуэзская торговля вдоль Черного моря; в Аккермане, Бендерах и Сороках жили генуэзцы. Степь пересекалась караванными дорогами, из которых главною был так называемый Королевский шлях, направлявшийся из Подолии по Тилигулу, пересекавший Буг, затем Днепр у Таванского перевоза, а отсюда через Перекоп шедший в Крым. У Таванского перевоза находилась Витовтова баня (каменная таможня), содержимая пополам литовцами и перекопскими татарами, где собиралась с купцов пошлина.

По мере очищения южнорусских степей от татар и по упрочению безопасности под прикрытием литовских князей заселялись и соседние придунайские земли. Сюда с половины XIII в. стали возвращаться бежавшие из Трансильвании от гнета мадьяр и распространения немецкого католичества племена романизованных гетодакийцев – румын, некогда выселившиеся под давлением готов за Карпаты, где они сумели сохранить свою народность и православие. Новые поселенцы образовали два господарства (княжества) – Валахию, находившуюся первоначально в ленной зависимости от Венгрии, и Молдавию, зависевшую от Польши. До конца XIV в. пределы Молдавии простирались только до Прута, на территории же нынешней Бессарабской губ., в северо-восточной ее части жили русины, т. е. малороссы, сохранившие и доныне численное преобладание в Хотинском у., а в юго-восточной части кочевали татары и куманы, которым еще в 1331 г. принадлежал Белгород (Аккерман). С конца же XIV в. Молдавия начала распространять свое влияние и на левую сторону Прута, т. е. в пределы нашей области и при господаре Александре Добром, в начале XV в., в нынешней Бессарабской губ. существовали округа Хотинский, Сороцкий, Белецкий, Оргевский и Лопушнянский – в северной части и Бендерский, Аккерманский и Килийский – в южной.

Утвердившись в Крыму и почерпнув новые силы в союзе с турками, татары своими набегами беспрерывно тревожили Литву с Польшей и Московское государство, уводили население в рабство, вымогали подарки, добивались особых льгот и освобождения от торговых пошлин (напр., при Василии III от платы тамги). Татарские наезды, от которых вновь пустела и разорялась степная полоса нашей области, расчищали путь для наступления турок. В конце XIV в.

Турция подчинила на вассальных отношениях Валахию, а в 1511 г. после долгого сопротивления подпала под турецкое верховенство и Молдавия. Обоим господарствам, однако, удалось сохранить свое политическое устройство, своих господарей и религию; зависимость их от Турции выражалась главным образом лишь в уплате дани. В начале XVI в. турки утвердились уже на территории Бессарабской губ.; в юго-западной части ее, в так называемом Буджаке (угле) у них были крепости Бендеры, Аккерман и Измаил, а в северо-восточной, составлявшей турецкую райю (провинцию), – крепость Хотин. Последняя часть Бессарабии Царадесус (Верхняя земля), заселенная румынами, была нередко ареною столкновений между поляками, считавшими себя наследниками галицких князей, молдаванами, татарами и турками. Менее чем в одно столетие турки расширили свои владения и дальше – до р. Буга.

С не меньшим успехом действовали против Польши татары. С половины XV в. они утвердились на берегу Днепра, где основали крепость Казыкермен на месте Берислава и Джанкермен (на левом берегу р. Конки, где ныне местечко Каховка) к 1491 г. относится основание крепости Тягини (нынешняя Тягинка Херсонского у.), а в половине XVI в. были известны еще замок Бургун (ныне дер. Бургунка Херсонского у.) и крепость Ислам-Кермен, по книге Большого Чертежа – Усламовы городки (на левом берегу Днепра, вероятно у Любимовки Днепровского у. Таврической губ.). В херсонской степи к татарам перешли Очаков и Гаджибей в середине XVI в. Оба эти города, по словам Мартина Броневского, польского дипломата, проезжавшего в 1578 г. в Крым, лежали в развалинах...

Подобно Литовско-Польскому и Московское государство сильно страдало от разорительных татарских набегов, особенно частых в течение XVI в., когда татары нередко доходили до самой Москвы, выжигая все по пути и уводя множество пленных для продажи их в Кафе евреям. Южная окраина Московского государства жила таким образом в постоянном страхе и ожидании татарского погрома. Неудивительно поэтому, что правительство, несмотря на все старания, не могло привлечь сюда населения. В XIV в. запустение доходило до верховьев Дона, выше впадения Сосны и Мечи.

В 1521 г., как ясно из наказа в. кн. Василия Ивановича послу Губину, отправленному к турецкому султану, пространство от Азова до Медведицы вовсе не было заселено русским легальным населением, если не считать начавшего проникать сюда из рязанских земель вольного казачества, не признававшего московской власти, относительно истребления которого существовал еще строгий наказ Ивана III в. кн. рязанской Агриппине. Москва предлагала устроить станы для переговоров с турками по Хопру и Медведице на местах, ближайших к русским украинным городам и сторожкам верховьев Дона, где были поселены городовые казаки (т. е. легальные, доставшиеся Москве еще от Рязанского княжества) после завоевания Казанского и Астраханского царств и принятия большими ногаями, жившими на восток от Волги, подданства Москве, русские владения формально захватывали все Поволжье; после же образования общины терского казачества (из Воронежских рязанцев) и особенно с постройкой крепости Терки (1567 г.) владение Москвы простиралось на территорию нынешнего Северного Кавказа.
С другой стороны подобно польско-литовским и московские окраины выделяли группу недовольных элементов, искавших в степях приключений и легкой наживы и одинаково опасных соседей как для татар, так и для мирных подданных Московского государства. В 1538 г. ногайский мирза Кельмагмед жаловался Ивану Грозному на их грабежи, в ответ на что царь отвечал: «казанцы, азовцы, крымцы и иные – баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят, и те люди – как вам тати, так и нам тати и разбойники». К середине XVI в. эти выходцы в нижнем течении Дона уже окончательно сформировали своеобразную общину, о деятельности которой князь ногайский Юсуф писал царю: «холопи твои, некто Сарыазман словет на Дону, в трех и четырех местах городы поделали». Иван Грозный однако еще мог отвечать с полным правом: «те разбойники живут на Дону без нашего ведома и от нас бегают». Это и понятно, так как московская правительственная колонизация находилась еще слишком далеко в то время, именно близ Тульской укрепленной черты, и открыто принимать сторону таких отдаленных вольных колонистов было еще преждевременно. Затем в 1551 г. турецкий султан просил ногайского князя унять донских казаков, которые «с Азова оброк емлют и воды на Дону пить не дают».
С ростом казачьего населения принимала законченные формы донская казачья община, в силу этнографических особенностей великоруссов значительно отличавшаяся от Запорожской Сечи малоруссов. Управление и суд были сосредоточены в войсковом круге, в состав которого входило все казачье взрослое мужское население, находившееся в данный момент в главном казачьем городке – «Главном войске». Для разрешения же особенно важных дел ожидали обыкновенно прибытия казаков и из других мест. С умножением населения и отдельные городки получили свои станичные круги, где решались местные дела. Главными городками войска донского в течение XVI в. были Раздоры (станица Раздорская), а с 1622 г. – Монастырский городок (в 6 вер. ниже Черкасска на Дону); с 1637 по 1643 г. управление сосредоточивалось в Азове, который казаки отняли на время у турок; а с 1643 по 1645 г. – на Махином острове (на левом берегу Дона в 5 вер. от Ольгинской станицы. Махины - известная Михайловская фамилия.) и наконец, с 1645 г. – в Черкасском городке или Черкасске (ныне станица Старо-Черкасская).

Война с большим успехом продолжалась Петром Великим, который вел наступление с двух сторон. В 1695 г. боярин Б. П. Шереметьев с гетманом Мазепой взяли Кизикермен и Туган, после чего татары добровольно покинули еще две крепости, больше не возобновлявшаяся. С другой стороны в 1695—96 г. Петр Великий с донскими казаками осаждал Азов и взял его при помощи флота, спешно выстроенного в Воронеже. Гаванью для 52 построенных кораблей была избрана заложенная Петром крепость Троицкая, что на Таган-Роге (Рог значит мыс) на Азовском море, за которой сохранилось название Таганрог. Кроме нее была построена еще крепость Павловск на р. Миусе.

Петр Великий ограничился постройкой выше Сечи крепости Каменного Затона и укреплением городов в «барьерной земле». Важным результатом войны было также окончательное прекращение ежегодных «поминок», т. е. откупов крымскому хану. В 1705 г. был размежеван «старый казачий рубеж с турецким государством, от короля польского учиненный». Согласно межевой записи «початок границы от польских концов» определен от впадения р. Подыми в Буг, где сходились владения Турции, Польши и России. Отсюда граница шла «вниз рекой Бугом до р. Ташлыка (Черный Ташлык), полем поперек реки Мертвой (Мертвые Воды), через Еланец, через Великий Ингул, полем до р. Исуни (Высунь), через нее до р. Малого Ингульца, через него по Бекенеевскому броду, который от Кизикерменных пустых мест в 10 часах, от брода до устья р. Каменки, где она впадает в Днепр. От Кизикерменских пустых мест до того места 4 мили и там кончается граница». За Россией таким образом утверждались нынешние уезды Елисаветградский, Александровский и значительная часть Херсонского.

Что же касается степей на восток от Днепра, то здесь население сильно поредело. По мысли Петра Великого, для защиты южных границ сюда поселялись военные полки ландмилиции; одним из первых был поселен гусарский полк из сербских выходцев в количестве 600 чел. близ г. Тора (Славянск Изюмского у. Харьковской губ.). При имп. Анне Ивановне в 1731—35 г. была проведена Украинская линия укреплений между Днепром и Сев. Донцом, почти на границе Екатеринославской губ. с Полтавской и Харьковской. На эту линию было поселено 20 полков ландмилиции. В низовьях Дона, на границе русских владений была заложена крепость св. Анны, впоследствии переименованная в крепость св. Дмитрия Ростовского (ныне гор. Ростов на Дону).

РЯЖСКИЙ 70-й ПЕХОТНЫЙ ПОЛК. (Для справки)
Сформирован из однодворцев указом от 15.1.1731 в числе 14 конных полков Украинской ландмилиции для охраны южной границы. 11.12.1732 его переформировали в пеший. С 19.3.1736 он снова конный, входивший во вновь созданный Украинский ландмилицкий корпус, поселенный на Украинской линии. 15.12.1763 Ряж. полк переформировали в непоселенный пеший. С этого дня исчисляется старшинство полка, как пех. полка регулярной армии.
Полк состоял из 2 батальонов, 10 фузилерских рот и 1 арт. команды. В 1764 ему были присвоены погоны: по желтому полю малиновая змейка (зигзаг). 11.1.1765 полку пожалован герб: в золотом щите на красном поле золотой крест, под ним, на зеленой земле, 2 ржаных снопа, лежащих один на др. С 16.1.1769 полк стал именоваться пех., батальоны стали состоять из 1 гренадерской и 5 мушкетерских рот. Рядовому мушкетеру полагались кафтан суконный зеленый с отложным воротником, лацканами, обшлагами и подбоем красного цвета, камзол и штаны — тоже красные суконные, все с медными пуговицами; 2 галстука: черный и красный; башмаки и сапоги круглоносые, шляпа треугольная с белой обшивкою и епанча из синего сукна. Оружие и амуницию мушкетера сост.: шпага с темляком, портупея, фузея с трехгранным штыком, патронная сума с перевязью, ранец и водоносная фляга.
Полк с 1766 входил в состав 8-й Украинской дивизии. Местом его постоянной приписки был определен г. Лубны. Ком. полка с 1764 по 1770 был полковник (с 1768 бригадир) Богдан Иванович Вассерман, получивший в 1770 «за Бендеры» звание генерала-майора и одним из 1-х ставший кавалером орд. Св. Георгия 4 кл.(ст.) (2.11.1770). Подробностей об этом деле «за Бендеры», где отличился полк и его ком., не найдено. В 70—80-е XVIII в. Ряж. полк входил в состав Украинского корпуса А.А. Прозоровского, затем П.А. Румянцева и охранял летом рубежи России в Крыму и Новороссийском крае, на зиму шел походным порядком в Лубны на «непременные квартиры». Этот порядок пытался сломать А.В. Суворов, когда его с нач. Рус-турецкой войны 1787—91 назначили команд, обороной Черноморского побережья. Во вр. этой войны полк, входивший в состав Таврического корпуса Г.А. Потемкина, участвовал во взятии крепостей Бендеры и Очаков, в бою против турок под Мачином. В 1794 А.В. Суворова назначили команд, корпусом в Польше, в состав к-рого был включен Ряж. полк. Он участвовал в штурме предместья Варшавы — крепости Прага под команд. Суворова в колонне генерала Ф.Ф. Буксгевдена. В 1796 полк был переим. в Ряж. мушкетерский. 30.9.1798 он стал называться по им. шефа: Мушкетерским генерал-майора Седморацкого, с 28.6.1799 - Мушкетерский ген.-майора Ланжерона. В 1799 гренадерские роты Ряж. полка, составившие вместе с гренадерскими ротами Староингенмарландского полка, сводно-гренадерский батальон А. Шкапского, находились в Швейцарии в составе корпуса ген.-лейт. Римского-Корсакова. Ряж. гренадеры участвовали в сражении под Цюрихом 14.9.1799. После соединения с армией А.В. Суворова состояли в бригаде ген.-майора Мансурова. С марта 1801 по февр. 1811 полк снова Ряж. мушкетерский. С 1803 полк стал 3-батальонным. 20.11.1805 ряжцы, состоя в одной бригаде с Фанагорийским гренадерским полком, отличились в Аустерлицком сражении.
Бригада, к-рой команд. С.Г. Каменский 1-й, входила в состав 2-й колонны под начальством гр. Ланжерона. Во вр. движения колонны гр. Каменский заметил, что Праценские высоты, господ¬ствующие над местностью и бывшие накануне нашими, заняты французами. Три раза в присутствии самого М.И. Кутузова, водил он свою бригаду на штурм этих высот, но все атаки были отбиты. Однако это позволило отойти 4-й колонне Кутузова и нами, задержать французский корпус генерала Сульта. В 1809—11 в составе корпуса ген. Е.И. Маркова армии Багратиона полк участвовал во взятии Мачина и Браилова, в боях против турок у Силистрии, Разграда и Шумлы. 28.2.1811 полк вновь переим. из мушкетерского в пех. После сдачи турками Рущука и Никополя полк отправился на квартиры в Луцкий (Луцк) у. Волынской губ."

Успехи русского оружия вскоре вернули России все ею утраченное после прутской неудачи. После побед Миниха и Ласси, вторгшихся в Крым, по Белградскому миру России были возвращены запорожские земли, куда вновь поселены прощенные запорожцы. В 1740 г. в «Инструменте», заключенном при Великом Ингуле тайным советником Неплюевым с русской стороны и Мустафою-Беем-Селихтаром-Кятибы – с турецкой, граница показана: «от окончания польской границы (т. е. впадения р. Синюхи в Буг) вниз Бугом до Ташлыка или Великого Капора, полем и в 10 верстах от Ташлыка переходит через р. Гарбузинку, до р. Мертвые Воды, отсюда до старой мечети у р. Громоклеи, далее до р. Великого Ингула, оставляя весь лес по берегу реки державе Оттоманской, до Бекенеевского или Белого брода (39 верст), до р. Исуни и оттуда до Малого Ингульца, в 10 милях от р. Кизикермена (Берислава) и наконец до устья р. Каменки в Днепре. К востоку от Днепра граница 1740 г. шла от р. Конских Вод по р. Мокрой Московке, по степи до р. Берды и по ней до Азовского моря, т. е. приблизительно совпадала с границей Екатеринославской и Таврической губ.

Так, в 1752 г. австрийский серб Хорват на основании особой привилегии поселил на правом берегу Днепра между р. Тясмином и Синюхой с Высью 16.000 сербских выходцев, из которых было сформировано два полка – гусарский хорватский и пехотный пандурский. Поселения эти названы были Новой Сербией. С 1759 г. были сформированы еще полки из мадьяр, молдаван и других выходцев из Турции и Австрии. На другом конце Украинной линии, на Лугани и Бахмуте из сербских полков Шевича и Прерадовича был образован бахмутский гусарский полк, поселения которого составили так называемую Славяносербию. Земля поселенцам была наделена поротно: рядовым – от 20 до 30 четей (четь равнялась 1.200 кв. саж.), прапорщикам – по 50, поручикам – 80 и капитанам – 100. Для защиты новозаселяемых земель были устроены шанцы и крепости, как-то Новомиргород на р. Выси, крепость св. Елисаветы (позднее Елисаветград), Орловский, позднее переименованный в Екатерининский шанц на устье р. Синюхи и др.

По Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г., постановлено «почитать оную татарскую нацию (крымских, буджакских, кубанских, эдисанских, джембулукских, эдишкульских татар) в политическом и гражданском состоянии, по примеру других держав, под собственным правлением своим состоящую, ни от кого кроме единого Бога независящую».

Вместе с тем к России отходили турецкие крепости Кинбурн, Керчь, Еникале, а также был открыт свободный путь по Днепру и Дону в Черное море. Румыны, принимавшие участие в войне, получали амнистию, а равным образом подтверждалась свобода их вероисповедания. Кроме того Порта допустила ходатайство России по делам молдаванским.

Между тем в Крыму дипломатия способствовала созданию сильной русской партии, которая избрала ханом Саиб-Шагин-Гирея. Порта со своей стороны возвела ханом Девлет-Гирея, почему Шагин-Гирей должен был бежать и был восстановлен уже при помощи русских войск Суворова и кн. Прозоровского. Во время усобиц, возникших среди татар, Потемкин склонил Шагин-Гирея отказаться от ханства в пользу России, за что ему была обещана ежегодная пенсия в 200.000 руб. Крым был занят русскими войсками, и в 1783 г. имп. Екатерина II объявила присоединенными к своей державе Крым, Тамань и Кубанскую сторону. Необыкновенные успехи русского оружия во время второй русско-турецкой войны не только принудили Турцию навсегда отказаться от своих потерянных владений, но кроме того, и уступить России земли между Бугом и Днестром с крепостью Очаковом. Влияние на судьбу румынских господарств сделалось еще более сильным, и господари стали назначаться уже под сильным давлением России, благодаря чему произошло быстрое улучшение экономического и финансового положения румынского народа.

Одновременно с расширением территории России при Екатерине II было обращено серьезное внимание на замирение края и прекращение бесконечных земельных неурядиц, что составило предмет деятельных забот наместника Новороссийского края и Тавриды кн. Потемкина. В 1775 г. отряд русских войск, возвращавшихся из Крыма, занял и разорил разбойную Запорожскую Сечь. Часть казаков ушла в Турцию, где устроила сечь на Дунае; оставшиеся же были обращены в регулярные войска, из которых кн. Потемкин сформировал «войско верных казаков», принимавшее участие во второй турецкой войне и поселенное сначала, под именем черноморского войска, между Днепром и Бугом, а в 1792 г. перешедшее на Кубань для сторожевой службы против горцев и теперь именуемое кубанским.

В 1779—97 гг. поселились в Мариупольском у. греки из Крыма, основавшие Мариуполь, и грузины с Кавказа. Территория Екатеринославского, Верхнеднепровского и Александровского уездов заселялась немцами, болгарами, молдаванами, греками и казаками упраздненной Запорожской Сечи. В 1790 г. с низовьев р. Кумы были переселены ногаи, занявшие обширный треугольник, образуемый устьем р. Бердыш оз. Молочным и верховьем р. Токмака (Бердянского у.).

В пределах Северного Кавказа к казакам терским и гребенским были присоединены новые казачьи полки с Дона и Волги; на Кубань было переселено, как выше указано, черноморское войско из пределов Херсонской губернии. Для защиты края от горцев была проведена Моздокско-Азовская линия укреплений, включавшая Георгиевск, Александров, Ставрополь, и Вистослав, которая разрезала ногайские кочевья на русские и татарские Тогда же занялись устройством быта кочевников, особенно ногайцев, среди которых были установлены приставства. Каждый аул или род выбирал своего старшину, являвшегося перед правительством ответственным лицом.

Колонизуя Новороссийский край, Потемкин заботился об оживлении в нем торгово-промышленной деятельности, поощрял разведение овец, земледелие, виноделие и шелководство. Его стараниями был построен ряд городов и крепостей, как-то Николаев с крепостью и верфью, Херсон с казармами и верфью, Екатеринославль и Севастополь в Крыму – главная гавань для черноморского флота, постройка которого производилась весьма успешно. В 1787 г. Екатерина II, желая лично познакомиться с новыми своими владениями, совершила поездку в Новороссийский край в сопровождении блестящей свиты; на пути ее приветствовал и сопровождал король польский Станислав Понятовский, а также император Иосиф II. Поездка эта дала возможность вполне оценить выдающиеся заслуги Потемкина по устройству края, хотя правильности оценки сильно мешал декоративный, бьющий на эффект характер обозрения. Царствование Екатерины II для нашей области можно по справедливости считать блестящей страницей истории. Россия достигла наконец своих естественных границ и, прочно обосновавшись в новых пределах, деятельно занялась своими внутренними задачами. Во все последующие царствования правительство уже без помехи со стороны беспокойных кочевых народов могло спокойно продолжать задачи внутреннего устройства, и дальнейшие территориальные расширения не имели такого острого, настоятельного характера, как приобретение Крыма.

При Александре I, по условиям Бухарестского мира, закончившего новую победоносную русско-турецкую войну 1806 1812 гг., к России отходила часть Молдавии, известная под именем Бессарабии [По новейшим исследованиям румынского ученого Петричейку-Геджеу, слово Бессарабия происходит от названия существовавшей в X в. на территории Молдавии касты жрецов (zarabi terei) с прибавлением в начале частицы «ба», означающей титул. Позднее это название обратилось в фамилию и имя и в XVII в. оно принадлежало одному из молдавских господарей] в пределах между Прутом и Днестром, и турецкий Буджак с крепостями Хотином, Бендерами, Аккерманом, Килией и Измаилом. В 1802 году восстановленная при Павле I обширная Новороссийская губ. была разделена на Николаевскую, позднее переименованную в Херсонскую, Екатеринославскую в нынешних границах с присоединением еще Ростовского округа и тогда же учрежденного Таганрогского градоначальства и Таврическую губернию. В 1818 году новоприобретенная Бессарабия получила свое устройство под именем Бессарабской губ., с главным городом Кишиневом. В первой половине XIX в. следует отметить заслуги по устройству и управлению Новороссийским краем наместника его кн. М. С. Воронцова (1823–1843).
Вследствие неудач крымской войны Россия, по Парижскому трактату 1856 г., уступила Молдавии юго-западную часть Бессарабской губ. с городами Измаилом, Рени и Килией и потеряла свое исключительное право ходатайства по делам румынских княжеств. Отрезанные части Бессарабской губ. были возвращены России после удачной для нее войны 1877—78 г., когда на Берлинском конгрессе граница была утверждена в пределах р. Прута и Килийского рукава Дуная. Вся обширная область новороссийских губерний с этого времени не изменяла своих границ, равно как в административном устройстве претерпевала лишь незначительные изменения. К числу последних относятся причисление в 1883 г. Ставропольской губ. к Северному Кавказу и присоединение Ростовского и Таганрогского округов к Донской области.

В Северо-западном углу Бессарабской губ., в Хотинском у., затем отчасти в соседних с ним Сороцком, Белецком и Оргеевском живут малорусы – так называемые русняки, (червонорусы) в наших переводах с немецкого (Ruthenen) – русины, или райляне, т. е. жители «райи» – района, составлявшего некогда турецкую провинцию с христианским населением. Нередко бессарабские русняки называются также галицианами, так как часть их переселилась сюда из Галиции во время притеснения унии; часть же русняков считается даже чуть ли не коренным населением этого бессарабского района, заселявшегося особенно усиленно после ухода отсюда турок с 1806 г. В Хотинском уезде они составляют около 1/2 – 2/3 населения (113 сел, из них 90 населенных исключительно русинами и 23 – в смеси с молдаванами), в Белецком – менее 10 % и в Сороцком – до 1/6 населения, а всего в Бессарабии численность их составляет около 1/8 общего количества жителей. По Днестру они совершенно не отличаются от обыкновенных малорусов.

В XI в. в состав русского государства входили и хорваты, потомки которых, как некоторые полагают, и суть нынешние русняки, сохранившие в чистоте свой славянский тип, но носящие костюм молдаванский или очень похожий на него: в Хотинском у. его составляют длинная, перехваченная поясом, холщевая без складок рубаха «навыпуск» с постоянно расстегнутым воротом, суконный черный плащ (манта) домашнего изделия с отворачивающимся башлыком, носимый летом по рубахе как мужчинами, так и женщинами, зимою же надеваемый обыкновенно поверх короткого кожуха; на ногах – кожаные лапти («постолы»); зимою мужчины носят штаны мехом внутрь. Головной мужской убор – остроконечная баранья шапка – кучма или круглая с большими полями шляпа (капелюх). Женский костюм составляет белая с расшитыми в черный и желтый узоры рукавами и грудью рубаха и заменяющий юбку «катеринец», т. е. кусок шерстяной домашней ткани черного цвета, или полосатый, стягиваемый на бедрах шнурами; длина «катеринца» достигает двух третей голени; на голове носят обыкновенно черный шерстяной платок или оранжевый – у молодух, у старух же белое полотенце с желтыми каймами на концах ...

Великорусы, как промышленный люд, рассыпаны в Новороссии повсюду, но господствующим элементом населения являются в Донской области (казаки), а в Ставропольской губ. составляют, по данным последней переписи, 55,4 % (по языку) населения, куда входят как казаки, так и все крестьяне-переселенцы, водворение которых здесь началось со времен Екатерины II. В Херсонской губ., если судить по разговорному языку, великорусы составляют 21,1 % населения губернии. Они населяют главным образом восточные уезды губернии. Здесь заключается 66,5 % всего великорусского населения. В Таврической губ. великорусы составляют более четверти всего населения губернии (27,9 %), проживая главным образом в материковых; уездах и в Симферопольском; в Екатеринославской губ. их еще меньше – только 17,3 %. Между прочим не лишним будет отметить, что в Херсонском у. плотно населенные бывшие адмиралтейские селения около Черного Леса и г. Николаева совсем обмалорусились. В Екатеринославской губ. крестьяне-великорусы местами также почти слились с малорусами и живут в одинаковых мазанках; в западной части одежда их более подходит к малорусской, в восточной же – преобладают великорусские серые, домашнего изделия кафтаны, ситцы и т. д. Чем кучнее великорус отселился от малоруса, тем нагляднее разница в бытовых чертах того и другого. Впрочем даже отдельные великорусские хутора в степи (Александровский у.) – так называемые «кацапские» не нравятся живому и любопытному соседу малорусу уже потому, что они, несмотря на дороговизну леса, почти всегда обнесены глухим тесовым забором, через который не видно, что творится на дворе и т. д. В Екатеринославском, Павлоградском и Луганском у.у. преобладающая масса великорусского населения состоит из старообрядцев-поповцев, главным образом белокриницких австрийцев. Они имеют в Луганском у. свои храмы и известный Преображенский монастырь, находятся в постоянных сношениях с Москвой, получают оттуда книги и пр. В 1898 г. здесь был собор епископов. Шелапутство, занесенное в начале 1860-х годов из Полтавской губ., Донской обл. и Кавказа, в Екатеринославском, Павлоградском и Луганском у.у. по-видимому идет на упадок (см. Шалуповы с. Хавертово); также и штунда-необаптисты, более сильно господствующая впрочем в Павлоградском и Александровском у.у. среди малорусов, стала разлагаться вследствие появления секты субботников. В Бессарабской губ. кроме наезжих торговцев, ютящихся около городов и крупных сел, великорусское сельское население, являясь в ограниченном меньшинстве сравнительно с прочими славянскими народностями, сосредоточено отдельными группами; напр., в посаде Вилкове живут старообрядцы и сектанты; из них некоторые считают себя потомками беглецов из России в Польшу со времени исправления книг, появившихся здесь в половине XVIII в. и известных раньше под именем липовая, т. е. филипповцев (Пилипоне – искаженное собственное имя Филипп, глава секты), расселявшихся отсюда между прочим и в Молдавию и Вилков. Сюда же потом попала часть донских некрасовцев, вернувшихся в подданство России в числе около 100 душ после турецкой войны 1828 г. В начале XIX в. старообрядцы стали прибывать в Буджак и рассыпались по всей Бессарабии. В настоящее время великорусы-старообрядцы вообще укоренились по окраинам Бессарабии, более на юге, между прочим в Измаильском у., но живут и на севере – в центре Хотинского у. Все же постоянное великорусское старообрядческое население составляет в Бессарабии не более 1 1/2 % всего населения.

Как уже было указано в историческом очерке, колонизация Донской области великорусами началась в XVI веке по следам «рязанских казаков», кое-где уже захватывавших в XIV–XV вв. верхнее и среднее течение Дона, а закончилась в середине XIX в., когда целый Миусский округ оказался заселенным беглыми помещичьими крестьянами из центральных черноземных губерний. (Дурилка картонная не знает, что в Азовский район переселено около 50 тыс. служилых людей из Рязанской губернии во времена Михаила Федоровича.) Верховые казаки, т. е. живущие в верховьях Дона, выше Цимлы, – выходцы из центральных великорусских местностей. Они, как и все казаки, среднего роста, крепкого телосложения, с русыми волосами и серыми глазами; выносливы и долговечны. Характер верховых казаков более консервативен, чем у низовых, быстро до самоотвержения увлекающихся идеей, но и быстро остывающих; верховцы менее тщеславны и честолюбивы, нежели понизовцы, но зато последние в общем едва ли не более развиты, чем первые. В частности наблюдается различие даже между отдельными станицами одного и того же района: каждая из них носит особый отпечаток и в произношении, и в обрядах, до того разнообразных в мелочах, что в чужой станице казак сразу отличит своего земляка. Чуть не каждая станица кроме общеизвестного названия имеет еще и свою особенную, характерную для нее кличку.
Говор донцов-верховцев, будучи южно-великорусским по своему происхождению, имеет и некоторые особенности, вроде «яго», «чяго» или «чиго», с мягким г (замечаемые впрочем и в южных рязанских селениях – якающий говор), что дало повод к прозвищу казаков чигами, распространившемуся по всему Дону. Донцы-серединцы говорят более акающим южно-великорусским говором; у низовцев распространен тот же рязанский говор, но подавленный малорусской речью с наплывом татарских слов.

Болгары, как составной элемент сельского населения Новороссии, относятся к общей группе представителей славянского племени в крае, известной под именем группы так называемых «задунайских переселенцев». В 1752 году полковником Хорватом, по поручению имп. Елизаветы, были выведены с Балканского полуострова и поселены в Славяносербском, ныне Луганском уезде Екатеринославской губ. 620 семей сербов; вместе с ними перешли в Россию также черногорцы, болгары и выходцы из молдаван, мадьяр и албанцев. Вся эта неоднократно пополняемая смесь частью осталась в «Славяносербии», частью была поселена вдоль тогдашней польской границы, в заднестровских уездах Херсонской губ. – «в Новосербии» (Александрийском и Елисаветградском). Образовались известные в истории «роты». Впоследствии (1806—12, 1830—34, 1860– 62 гг.) переселились в Новосербию еще несколько больших смешанных партий, но преимущественно болгар из Македонии, Румелии, Добруджи, Софийского, Пиротского, Берковицкого и Кюстенджийского округов, расселившихся по всему югу. В настоящее время большинство балканских переселенцев на юге России составляют болгары, на которых мы и остановимся подробнее, так как сербы и черногорцы, при их незначительном количестве и смешанности с другими элементами, почти уже утратили свою национальность, внешний и внутренний быт своих предков и слились частью с молдаванами, частью с малорусами, отличаясь от последних разве большей смуглостью, живостью и меньшим количеством разных суеверий и примет.

Численность болгар в Новороссии простирается до 170 тысяч. Живут они в Бессарабии колониями и отдельными хуторами среди молдаван и малорусов, в Бендерском (с. Комрат) и Измаильском уездах, с заштатным городом Болградом в центре. В Херсонской и Таврической губерниях они живут в старых болгаро-греческих колониях – Большом и Малом Буялыках, Кубанке (Одесского у.), Каторжинке, Парканах (Тираспольского у.), Терновке (Херсонского у.), Балточокраке (Симферопольского у.), Старом Крыму и Кишлаве (Федосийского у.). Много чисто болгарских колоний находится в Бердянском и Мелитопольском уездах Таврической губ.; наконец несколько болгарских колоний существует в бывшем Славяносербском (ныне Луганском) уезде. Все болгары, живущие в пределах рассматриваемой области, разделяются на старых, переселившихся сюда из Македонии до 1830 г., и новых, или, как они называют себя, «черных». В Мало-Буялыцкой колонии есть еще кроме того болгарские выходцы из Добруджи – «гагаузы» и «шопы», эмигрировавшие в Россию из Софийского, Пиротского и Кюстенджийского округов.

По своему физическому типу русские болгары не отличаются от балканских. Они среднего роста, не очень крепкого сложения, цвет лица имеют смуглый, волосы черные и курчавые, глаза живые и выразительные, нос с горбиной, губы широкие. Женщины, красивые в молодости, быстро стареют и к тридцати годам зачастую кажутся уже старухами. Старые и «черные» болгары говорят по-болгарски (болгары 19 бессарабских колоний говорят обыкновенно по-молдавански) и почти все знают и русский язык. Старые болгары сохранили славянскую азбуку, а черные приняли буквы греческого письма. Гагаузы говорят по-турецки, но употребляют волошскую грамоту.

Цыгане пришли в Западную Россию вероятно через Польшу. О времени их прихода нет достоверных сведений, но уже в XIV в. они по всей вероятности кочевали в пределах Польши. В 1501 г. цыганский войт Василий получил от короля Александра грамоту, которой цыганам разрешалось кочевать в пределах Польши и иметь свой суд. С начала второй половины XV в. в Польше последовало несколько постановлении сейма, которыми объявлялось изгнание цыган из пределов государства; впервые такой закон вышел в 1557 г. Постановления сеймов, многократно подтверждаемые, не привели, однако, к окончательному выселению цыган из Польши. Хотя в пределах Литвы цыгане упоминаются еще в начале XVI в„но польские законы об их изгнании бесспорно содействовали переходу цыган из Польши на территорию Литовско-Русского государства. В Польше в XVI в. цыган считали эфиопами, выходцами из Африки. Впрочем в настоящее время известно, что язык, на котором говорят цыгане, – индусский, а родина их – северо-западная часть Индии; цыгане сравнительно недавно оставили свою родину, именно в конце X в. нашей эры и из Индии через Персию и Армению пришли в Европу, где они появились в начале XIV в. Они очень скоро разбрелись по разным странам Западной Европы.

Интересно, что цыгане, насколько известна история их в Западной Европе, остались и поныне на той же ступени культуры, с теми же привычками, родом занятий, с какими они впервые появились в Европе. Уже в XVI в., по имеющимся сведениям, цыган очень недолюбливали в Западной России за их склонность к воровству и к чародейству. Те же особенности цыганского быта давали повод европейским государствам изгонять цыган и даже избивать их. В пределах Литовско-Русского государства цыгане вели кочевой образ жизни, занимались конокрадством, знахарством и не сливались с другими народами страны. Они имели своих старших, которые назывались войтами, воеводами. В 1671 г. польское правительство сделано попытку приучить цыган к оседлой жизни и дало им административное устройство; избираемый ими самими начальник получил название «цыганского короля».

И в настоящее время цыгане четырех белорусских губернии ведут бродячий образ жизни, несмотря на существующие распоряжения об избрании ими постоянного местожительства. Зимой цыгане живут отдельными семействами, напросившись «в соседи» к кому-нибудь из крестьян. С ранней весны цыгане небольшими группами составляют табор и отправляются кочевать. Великорусского типа кибитка с кожаным верхом, нагруженная домашним скарбом, и несколько лошадей составляют все богатство цыганской семьи. Женщины и маленькие ребятишки, грязные и полунагие, наполняют кибитку; на облучке садится глава семьи, а парни, если есть свободная лошадь, едут верхом. Выбрав где-нибудь место для остановки, удобное для корму лошадей, цыгане разбивают свои шатры, и вся семья отправляется по соседним деревням на промыслы; остается только кто-нибудь для охраны имущества и наблюдения за лошадьми, Промыслы белорусских цыган те же, что и всех других: женщины занимаются выпрашиванием подаяний, гаданием и мелким воровством, мужчины – лечением лошадей и другого скота, знахарством и конокрадством. Цыгане – очень ловкие воры, почему крестьяне их весьма побаиваются; крестьянин готов на всякие уступки, лишь бы не поссориться с цыганом.

Особенность цыган выражается в том, что они в известной округе составляют одну общину. Члены такой общины крепко связаны, помогают друг другу в воровстве и распределяют похищенное; если неотразимые улики падают на всю общину, то по ее решению кто-нибудь один берет на себя всю вину и старается выгородить остальных. У цыган в известных округах есть свой глава, которому остальные беспрекословно повинуются; «старший» запрещает своим подчиненным трогать того или другого крестьянина или помещика, возвращает похищенное владельцу, если это находит выгодным и т. п.; иногда старшие за всех своих ручаются перед полицией или помещиками, и к этим обязательствам в Белоруссии относятся с большим доверием, В подобных случаях старший берет со своих подчиненных присягу, и цыгане уверяют, что такая присяга тяжела, неотразима и ненарушима: они клянутся самым дорогим для себя предметом – своими детьми, которые тут же присутствуют.

После нашествия Тамерлана цыгане (тишигане) ушли в Африку; оттуда часть их переправилась в Европу через Архипелаг, Ионийское море и Малую Азию (польские и западно-русские), остальные же через Персию и Кавказ дошли по Волге до Москвы. Бессарабские цыгане («лаеши») вскоре появились в Екатеринославской губернии и на Крымском полуострове, где позднейшие пришельцы из них получили название «плащеватых цыган». В отличие от своих соплеменников «плащеватых аюджи» (вожаки медведей, праздношатающиеся), говорящих по-цыгански, крымские, давно поселившиеся цыгане, смешавшись с туземным населением, приняв магометанство и усвоив многие местные обычаи и татарский язык, сами стали называть себя «туркменами» и живут оседло (напр. в Салачике – цыганском предместье Бахчисарая и др.).

Немцы стали переселяться на юг России с половины XVIII в., когда Екатерина II пригласила их селиться во вновь приобретенных Россией владениях на особо льготных условиях, давших им возможность сразу сделаться состоятельнее всех прочих новоселов Новороссии. Это переселение продолжалось до половины XIX в. Первоначальные немецкие колонии были основаны по берегам Днепра, в нынешних уездах Верхнеднепровском, Екатеринославском, Новомосковском и Александровском. В начале XIX в. немцы образовали колонии в Херсонской губ., и в половине столетия часть колонистов переселилась из приднепровских уездов (левый берег между р. Конкой и нынешним м. Каховкой) в Таврическую губ. – на р. Молочную и в Феодосийский и Симферопольский уезды. С 1814 г. в продолжение пятидесяти лет немецкие выходцы из бывшего герцогства Варшавского и Германии основали несколько колоний в Бендерском у. Бессарабской губ. и особенно в Аккерманском, где земли их в настоящее время занимают половину уезда.

Так как живущие в нашей области немецкие колонисты вообще в бытовом и культурном отношениях мало чем отличаются от немцев приволжских губерний, о которых были даны сведения в VI томе «России», то здесь мы упомянем лишь об одной группе, именно о немцах-менонитах, которые держатся совершенно изолированно не только от других народностей, но и от своих компатриотов, если они принадлежат к другому исповеданию (напр. лютеранскому или католическому). По переписи в Екатеринославской губ. менонитов числится 24.022 душ обоего пола, в Таврической – 25.058 душ и в Херсонской – 5.157 душ.

Секта менонитов выделилась из секты анабаптистов еще при жизни Лютера. Первоначально она возникла в Нидерландах и вскоре же после своего возникновения разделилась на два толка – фламандский и фрисландский, имеющие незначительные различия в обрядах. Впоследствии из Нидерландов менониты переселились в окрестности Данцига, но так как здесь они были поставлены в чрезвычайно затруднительные условия по приобретению земель, то они охотно откликнулись на призыв Екатерины II и в 1787 г. в большом количестве (346 семей) переселились в Россию. Им было отведено по 65 десятин земли на семью при Днепре близ Берислава (Херсонской губ.), где они составили так называемый Хортицкий округ. Кроме общих льготных условий, на которых переселялись в то время иностранцы (освобождение на известное число лет от воинской и др… повинностей), им была предоставлена свобода веры и право не присягать, а ограничиваться, согласно их вероучению, простым утверждением или отрицанием. Из Хортицкого округа часть менонитов выселилась впоследствии на р. Молочную, где и в настоящее время им принадлежат богатые колонии. Общая черта всех многочисленных в настоящее время разветвлений секты менонитов – та, что в основу общественного (так же как и церковного – пресвитерианского) своего устройства они кладут руководящие начала Св. Писания. Так, напр., они занимаются исключительно земледелием и теми промыслами, которые тесно с ним связаны, основываясь на словах: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» и т. д. Крещение младенцев менониты отвергают.

Общественное управление их сходно с управлением немецких колоний вообще. Дела общества решаются на сходе, в котором участвуют, по закону 1866 г., все дворовладельцы. Административная и исполнительные власти сосредоточены в сельском приказе, состоящем из шульца и двух бейзицеров, избираемых сходом на два года. Колонии соединены в округ, управление которым вверено окружному приказу из головы и двух бейзицеров.

Земельный надел по закону 1764 г. приурочивается не к «душе», как это делается у приволжских немцев-колонистов, а ко двору-хозяйству, находящемуся под управлением главы семьи с одобрения ее членов, и согласно закону 1800 г. по смерти хозяина не делится между наследниками, а передается младшему сыну (минорат) или, если он не правоспособен, – его отцу; в случае же смерти последнего начальство назначает другого наследника. Остальное собственное имущество делится поровну между наследниками, причем пол не играет роли. Двор с хозяйственным инвентарем идет наследнику земельного надела, но наследник этот выплачивает остальным наследникам по оценке двора причитающиеся им части.

На юге России, особенно в больших городах Одессе, Херсоне, Николаеве, портах Херсонской губернии и Кишиневе, зачастую можно встретить греков, занимающихся торговлей. Но греков-торгашей нужно отличать от их сородичей мариупольских греков-колонистов. Еще в 1778 г. греки, жившие в Крыму, обратились с челобитной к имп. Екатерине II, в которой выражали желание перейти в русское подданство. Екатерина, сочувствуя колонизации, приказала отвести грекам устья р. Калмиуса, куда они и переселились в 1779–1783 гг. и основали здесь г. Мариуполь. В настоящее время до 48.300 греков прочно основалось в Мариуполе и окружающих его 25 селениях, так что образовался особый, называвшийся прежде Греческим округ.

Часть мариупольских греков произошла от жителей юго-западной, горной области Крыма, до 1475 г. составлявшей владения готских князей, и сохранила татарский язык; другая ведет свое происхождение от смеси греческих и генуэзских выходцев, выселившихся сюда из Крыма в 1778 г., и говорит на своеобразном наречии (тат. или аила), близком к греческому. Теперь же почти все мужчины говорят по-русски благодаря воинской повинности и богослужению на русском языке. Мариупольских греков можно отнести к новогреческому типу: они среднего роста, хорошего телосложения, смуглы, с шапкой курчавых волос черного цвета, с большим, горбатым носом и крупными губами; изредка встречаются среди них и блондины с голубыми глазами и умеренным носом. В последних некоторые видят потомков готов.

Греки отличаются изворотливостью, недоверчивостью, излишеством в пище, не слишком большой трудоспособностью, но зато трезвы. Женщины, исключая городских, ведут затворнический образ жизни, малокультурны, не отличаются приветливостью и имеют обыкновение курить трубки. Женщины греческой группы, говорящие по-гречески, носят по праздникам белую головную повязку с блестящими побрякушками, а женщины татарской группы носят яркие головные платки. Мужчины одеваются как горожане.

Евреи живут повсеместно в рассматриваемой области и преимущественно в городах, где занимаются торговлей и комиссионерской деятельностью. В среднем они составляют 19 % всего городского населения, причем на западе эта цифра повышается до 80 % (губернии Бессарабская и Херсонская) и уменьшается в направлении к востоку. Всего же евреев в Бессарабской губ. 228.530 душ (11,7 %), в Херсонской губ. 339.900 душ и во всем Новороссийском крае 748.200 душ (6,4 %). Попытки обратить евреев к земледельческому труду не имели большого успеха. В настоящее время существует 18 еврейских земледельческих колоний в Бессарабии (из которых самые большие Александрены Белецкого у. и Думбравены Сороцкого у.), 26 в Херсонской губ. и 17 в Екатеринославской. Живут евреи-колонисты иногда в так называемых «казенных домах». Это невысокие строения (1 саж. или немного более) из сырца, назначенные для двух семейств каждое и потому разделенные на две изолированные друг от друга части; большинство же колонистов живет в землянках также из сырца, покрытых сверху землею. Земледелие у евреев находится далеко не в блестящем состоянии, что весьма понятно, так как этот народ в течение десятков столетий занимался исключительно торговыми операциями и ремеслами. Колониальное управление у евреев то же, что и у немцев. В Бессарабии евреи известны с XVI в.

Этнографическое описание обыкновенных евреев, повсюду сохраняющих свои отличительные черты, читатель найдет в IX томе «России» (см. ниже). Здесь же мы скажем несколько слов о двух интересных этнографических группах, условно относимых к евреям, живущих почти исключительно в Крыму и имеющих резкие особенности в быте и характере, сразу отличающие их от общей массы еврейства. Эти две группы – караимы и крымчаки.

Караимы (редко – караиты) главным образом живут в городах Крымского полуострова – Евпатории, Феодосии, Армянске, Севастополе и Симферополе. Близ Бахчисарая находятся развалины караимской крепости Чуфут-Кале, игравшей некогда важное значение во время самостоятельной политической жизни народа. В Таврической губ. их вместе с крымчаками (см. ниже) насчитывается свыше; 8.900 душ (0,6 %). Есть караимы и в Херсонской губ. – в гг. Херсоне, Николаеве, Одессе – всего свыше 2.000 душ (0,07 %) и в небольшом количестве в Бессарабии.

Вопрос о происхождении их недостаточно выяснен. В литературе было высказано предположение о происхождении их от хазар или вообще от тюрков, принявших иудейство во времена хазарского господства. В Тавриде, по свидетельству древних писателей, были между прочими и еврейские поселения уже за несколько веков до Рождества Христова (Корсунь, Керчь, Салхат Иудейский), проникшие сюда вероятно одновременно с финикийскими. В начале XIX в. были обнародованы Бларамбергом и Стемпковским надписи на греческом языке, относящиеся к 81 году по Р. X., в которых упоминается об еврейских молитвенных домах в Анапе, Ольвии и Пантикапеи. Учение же караизма принято ими в X в. по Р. X. от проповедников его, приезжавших на юг России с востока. Что касается преданий самих караймов, то в них не имеется даже намека на происхождение их от другого народа, кроме еврейского; напротив, некоторые роды караимов очень старательно ведут свои родословные чуть не от Авраама. Возможно допустить, что в караимах смешались древние евреи с единоверными им хазарами. Да и вообще трудно было сохранить национальность, живя в течении более тысячелетия среди разнообразного населения на таком сравнительно небольшом и почти изолированном от материка полуострове, как Крым.

По своему физическому типу караимы похожи на крымских южнобережных татар, которые также представляют из себя смесь нескольких народностей, и даже разговорный язык караимов – тюркский (адербейджанское наречие).

Отличительные черты характера караимов – нравственность, честность и трудолюбие. Они любят опрятность и чистоту, что совершенно не в духе евреев-талмудистов. К этому нужно присоединить стремление к благотворительности, носящей у караимов характер общественный, а не частный, и развитой настолько широко, что нищих среди караимов вовсе нет. Одежда мужчин – обыкновенная европейская, а старинная национальная состоит из полосатого жилета, кафтана с короткими рукавами и одеваемого сверху черного халата, синих шаровар, белых чулок и полусапожек. На голову надевается ермолка и высокая белая суконная шапка с черным бараньим околышем. Женская брачная одежда – серое шерстяное платье с лифом, имеющим небольшой вырез на груди, стянуто в талии поясом с серебряными застежками, кашемировый халат, белые чулки и башмаки. Голова украшается шапочкой с позументом, на которой вышита шелком надпись «машмалла», т. е. храни Господь.

Что касается духовного и общественного быта караимов, то он отличается замкнутостью. Семья держится на строго патриархальных началах: все беспрекословно повинуются главе дома. Образование не идет дальше чтения и письма на адербейджанском наречии.

Относительно религии нужно сказать, что основное различие между евреями-талмудистами и караимами заключается в том, что последние совершенно не признают талмуда и придают значение только буквальному тексту пятикнижия Моисея, на что указывает самое слово караим, происходящее от семитического «карай» – верный писанию. Зародыш секты караимов, или, как их еще иначе называют, караитов или кареев, можно видеть в учении древних саддукеев или самарян, также не признававших ничего кроме пятикнижия, но появление ее под названием караизма и определение этого учения в тех формах, в каких оно существует и теперь, относится к 750 году по Р. X. и связано с именем рабби Анан Ча Нясси, жившего во времена багдадского халифата (715–890 гг. по Р. X.). Вследствие того, что караимы не признают талмуда – этого кодекса обрядов нынешнего еврейства, у них есть значительные отличия от евреев-талмудистов в богослужебных церемониях, в способах обрезания, степенях родства, в исчислении месяцев и праздников и даже в пище.

Евреи по происхождению делятся на три разряда: каганов, левитов и израилей; первые два разряда ведут свое происхождение от третьего сына патриарха Иакова – Леви, каганы – от старшего его сына Рувима, израили – от остальных его сыновей. У евреев в настоящее время нет священников, потому что жертва Богу может быть приносима только в иерусалимском храме. Раввин – духовный глава; но каганы и левиты пользуются некоторыми прерогативами древних священников;
Еврейки носят европейские платья, но замужние бреют голову и заменяют природные волосы париком. Талмудитский закон требует, чтобы замужняя женщина брила голову, потому что коса – лучшее украшение женского пола, и женщина должна быть лишена ее, чтобы никого постороннего не ввести в искушение. Хотя евреи очень дорожат семейною жизнью, но разводы совершаются очень просто: муж пишет жене разводный лист по установленной формуле. Жена же, желая развестись, должна явиться к раввину и указать ему причины, по которым она требует развода; раввин может дать ей развод. Несмотря на такую легкость развода еврейское супружество расходится очень редко – только при существовании действительно важных поводов. У евреев сохранился еще один обычай очень древнего происхождения. По библейскому закону, деверь обязан жениться на жене умершего брата, если у ней нет сына: род израиля не должен иссякнуть...

Татары, встречающиеся в пределах Новороссии, представляют собою потомков Крымской орды, населяющих и поныне Крымский полуостров, и Ногайской орды; представители последней сохранились только в Ставропольской губ. (19.650 душ) и до сих нор не оставляют еще кочевого образа жизни.

Татары, населяющие Крымский полуостров, делятся на три группы: 1) степных татар, 2) татар, населяющих города Бахчисарай, Карасубазар, Евпаторию, Симферополь, Феодосию и 3) горских и южнобережных. Первые две группы представляют собою потомков монголо-татарских завоевателей с примесью пришедших с последними тюркских народностей, а позднее – с ногайцами. Горские и южнобережные татары образовались путем слияния отуреченных древнейших крымских народностей – греков, смешавшихся позднее с пришедшими готами, генуэзцами, венецианцами и др. – татарами степной части полуострова. Степные крымские и городские татары, а также ставропольские ногайцы как по своему физическому типу, так и по духовным особенностям не представляют существенных уклонений от описанных в VI т. «России» татар Поволжья. Напротив, южнобережные татары, которых обыкновенно и принято под именем крымских татар противополагать степным татарам, в действительности значительно отличаются, особенно по своей физической организации, от представителей тюркского типа. Всего в Таврической губернии татар числится 187.940 душ (13,0 %), в частности же в Ялтинском у. – до 44.000.

Татары южнобережные – выше среднего роста; по определению А. Н. Харузина, рост их равняется 166,61 сант., тогда как в степных – Симферопольском и Перекопском уездах – он определяется только в 164 сант. Наиболее высокие татары встречаются в деревнях Ай-Никите и Гурзуфе Ялтинского у. По строению черепа южнобережные татары короткоголовы; головной показатель (отношение наибольшей ширины головы к наибольшей длине, принятой за 100) определяется для татар Гурзуфа в 86,08, Алупки – 83,80 и Дерекоя – 84,47. Межглазное пространство сравнительно невелико – до 1,9 % роста, тогда как у монголов оно достигает в среднем 2,05 %. Лоб составляет 36,25 % лица, так что его можно назвать средним, нос – большой – 29,47 % и наконец нижняя часть лица – небольшая. Цвет волос обыкновенно черный. Особенно же характерно отсутствие выдающихся скул, этого отличительного признака монголо-тюркских народов. В общем южнобережный татарин имеет правильные черты лица, сложен весьма стройно, почему и может быть назван красивым. Женщины – татарки отличаются мягкими и правильными чертами лица, темными, с длинными ресницами, большими глазами и тонкими, красиво очерченными бровями. Описанный тип однако даже в пределах небольшого пространства южного берега Крыма подвергается значительным колебаниям в зависимости от преобладания тех или других из многочисленных оседавших здесь народностей. Так, напр., в Симеизе, Алупке и Дименах нередко можно встретить длинноголовых с продолговатым лицом, длинным, горбатым носом и русыми, иногда рыжими волосами. Южнобережные татары говорят на османском наречии турецкого языка. Честность, исполнение данного слова, справедливость, скромность и чувство собственного достоинства составляют основные черты характера татар. К сожалению в последнее время городская и особенно курортная жизнь оказывают сильное растлевающее влияние на их нравы."

Есть у нас эта книжка. 2006 года рождения в типографии г. Тулы из серии, якобы Русского прошлого. Тираж 1 000 экз.

Типичное вражеское издание, не является факсимильным. А "упрощенное" переложение топонима Малоросский на Украинский.
Т.е. такого топонима не могло существовать в издании 1903 года.
Статьи были подготовлены не русскими учёными, а местномовниками.

Мы такие книжки коллекционируем, как Чудо-чуднОе






Информация
Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
 
ioma(собака)mail.ru
1 ??????.???????