верх
верх
верх
1
Город Михайлов Рязанская область 1
Вход на сайт:
Главная страница Новое на сайте Регистрация на сайте Статистика сайта Форум городского Михайловского сайта   1
Навигация по сайту:
1
Опрос сайта:
Достаточно ли автомоек в нашем городе?
Да
Нет
1
Погода в городе:
1
Архив новостей:
1
Интересные ссылки:
1
Реклама:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК (размещение рекламы - Телеграмм @crayioma
Белорусские продукты в Михайлове
jetlend.ru инвестиции в бизнес

Дан приказ

Категория: История
Третьего декабря 1941 года 328-я стрелковая дивизия полностью сосредоточилась в лесах в районе железнодорожной станции Турлатово Рязанской области. 10-я армия генерала Голикова, в состав которой она входила, занимала участок Западного фронта протяженностью 115 км. В ней было 11 дивизий численностью около 100 тысяч человек.

«Однако в частях и соединениях ощущалась большая нехватка в орудиях и минометах, особенно полковых и батальонных — 82-х и 120-ти миллиметрового калибра, — их было всего 36 процентов. Из 96-ти зенитных пушек было только 29. Не хватало 8 тысяч винтовок, 3,5 тысяч автоматов, тысячу триста пулеметов» (ЦАМО, ф. 231, оп. 3261, д. 14, л. 2).

По замыслу Ставки Верховного Командования, 10-я армия на пятый день наступления должна была разгромить 2-ю танковую армию немцев и выйти в район Узловая—Богородицк. Главный удар наносился из Захарова и Пронска на Ми¬хайлов и Сталиногорск, вспомогательный — на Серебрянные Пруды.
Особенно сильно был подготовлен к обороне город Михайлов. Он был превращен в мощный узел сопротивления, который обороняли 10-я моторизованная и 18-я танковая немецкие дивизии. Подступы к городу прикрывались огнем многочисленных дзотов, проволочными заграждениями и минными полями.
Однако утром 6 декабря из семи намеченных для наступления дивизий на боевом рубеже находились только три правофланговых — 324, 328 и 330-я. Поэтому разгром вражеских гарнизонов пришлось осуществлять в ночь с 6 на 7 декабря.
Для достижения внезапности и уменьшения потерь от огня противника генерал Ф. И. Голиков решил (находясь в Старожилово и не имея связи с 330 СД) атаковать немцев ночью. Главный удар наносила 328-я стрелковая дивизия с востока; 324-я с юго-востока; 330-я Тульская частью сил должна была ударить с севера-востока, а основными силами обойти Михайлов с севера, с задачей выйти к городу с запада.

Боевой приказ № 1.
Штадив 328-й.
д. Воропаево, 5.00 6.12.41. Карта 100000-38.
1. Противник силою до трех полков занимает г. Михайлов.
2. 328-я сд. с частями 330-324 сд. к исходу дня должна уничтожить Михайловскую группировку и овладеть городом.
3. 330-я наступает двумя полками справа со стороны Рязань—Захарово—Михайлов, далее по реке Проня. Слева — 324-я по рубежу Вышгород — Красная Ломна — Михайлов южная окраина. Наша дивизия наносит фронтальный удар.
Комдив — Еремин. Старший батальонный комиссар — Малков. Начштаба — Николаев.
(Копия приказа с подлинника. ЦАМО СССР, ф. 180, оп. 2243, д. 14, л. 26).

...Есть такая русская поговорка: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Получилось так, что 326-я к намеченному времени не успела выйти на исходные позиции для наступления из-за глубокого снега, бездорожья и других причин. В сложившейся обстановке командир 330-й Тульской стрелковой дивизии полковник Г. Д. Соколов решил до подхода 328-й нанести удар по Михайлову силами своей дивизии. К 20 часам 6 декабря 1111 и 1113 полки этой дивизии незаметно сосредоточились в 3-4 км северо-западнее Михайлова и начали готовиться к атаке...

Штурм Михайлова
Из оперативных сводок штабов дивизий в штаб армии за 7 декабря:
324-я сд к 20.00 6.12.41 подошла к рубежу Марьино—Костыли с задачей овладеть г. Михайловым.
а) 1091 сп. с первым дивизионом 887-го артполка движутся по маршруту: Антипино — Красная — Марьино — Слободка — Печерниковские выселки — Бояринцево — Помазово — Бобринцево.
б) 1091 сп. — Мелихово — Новинки — Березово — Мишино.
Комдив 324 генерал-майор Кирюхин. Нач. штаба капитан Мусатов.
(Копия с подлинника ЦАМО, оп. 1, д. 1).

Оперсводка к 08 час. 00 мин 6.12.41.
Штадив 330 сд.
1111-й стрелковый полк со второй батареей 890-го артполка и 307-м саперным батальоном сосредоточился в районе Захарово—Плахино.
1113 сп. с первой батареей артполка — в Попадьино.
1109 сп. — Федоровское — Колесня. Медсанбат в районе МТС, три км юго-восточнее Колесня.
Комдив 330-й Сергеев, нач. штаба майор Сидоров.

Боевой приказ № 17
Штадив 330-й сд. д. Колесня 6.12.41 20 час. 00 мин.
1) Свыше дивизии с танками обороняют Михайлов. До полка вражеской мотопехоты с танками находится в Печеренковских выселках. Не установлена численность противника в Поярково.
2) Дивизия, уничтожив группы прикрытия противника, выходит на рубеж Воронка—Городецкие выселки с задачей наступления на северную и северо-восточные окраины Михайлова.
3) 5111 сп. без саперного и третьего батальонов, со второй батареей и группой танков 61-го ОТБ, через Плахино—Липки—с/х «Победа» занять позиции на южной окраине Воронки.
4) Первой сапроте с двумя орудиями ПТО и двумя противотанковыми ружьями двигаться: Субботино —Остроухово — Карандеевка, обеспечивать охрану дивизии со стороны Серебрянных Прудов.
5) 1113 сп. с первой бат. артполка, с третьей ротой сапбата и группой танков 61-го ОТБ через Добрые Пчелы — Катогощ — Жокино сосредоточиться на юго-западной окраине Городецких выселок.
6) 1109 сп. с группой танков через Колесню — Плахино — Липки, сосредоточившись в совхозе «Победа», развертываться из правого фланга 1111-го полка на Михайлов.
Комдив 330-й Сергеев, нач. штаба Сидоров.
(Копия с подлинника. ЦАМО, ф. 5, оп. 12, д. 10/3, л. 82-83


ПОЧЕМУ МАРШАЛ ГОЛИКОВ УТАИВАЛ ПРАВДУ…

29 ноября первая и вторая разведгруппы под руководством старшего лейтенанта Феногенова, двигавшиеся на Михайлов, в районе деревни Поярково наткнулись на немецкое охранение. Завязался бой…
Немцы, не желая просто так уступать позиции, начали стягивать в район сражения из окрестных сел и деревень все новые танки и бронемашины. В свою очередь для усиления ведения разведки и обороны командование нашей разведгруппы запросило прислать еще два взвода пехоты и еще хотя бы три танка.
Выполняя эту просьбу, в 17.00 в сторону Михайлова выступил взвод из трех машин Т-34, четырех грузовиков и 136 человек из Владимирского пехотного училища.
Впоследствии в своей книге «В Московской битве. Записки командарма» маршал Голиков отметит: "...Военный совет 10-й армии решил предпринять силовой разведывательный поиск из Рязани на Захарово и Поярково, т. е. в сторону Михайлова. Для этого был назначен разведывательный отряд курсантов Владимирского пехотного училища в составе стрелковой роты и пулеметного взвода. Ему было придано 3 танка Т-26. Возглавил отряд командир 1-й роты училища старший лейтенант Миронычев. В 17 часов 29 ноября отряд выступил на машинах в направлении Захарово..."
Вроде бы все правильно, всего лишь перепутал танки Т-26 и Т-34. Но ведь эту разведгруппу из владимирских курсантов, направленную для усиления разведгруппы №№1 и 2, командующий 10-й армией представляет как единственную, которая, собственно, и вела разведку в ноябре 1941 г. Более того, далее, описывая оборону Рязани, он также полностью игнорирует присутствие здесь 17-й танковой бригады. Почему? Предположения могут быть самыми разнообразными, но в любом случае это будут только предположения.
ТАНКОВЫЙ БОЙ У ДЕРЕВНИ ПОЯРКОВО
Пятнадцать минут третьего ночи 30 ноября командир 17-й тбр получил приказ о срочной передислокации из Рязани на ближние подступы Москвы. Дело в том, что днем ранее немцы прорвались к Химкам, и на этом участке фронта теперь срочно требовалось хоть какое-то усиление. Уже спустя восемь часов после получения приказа первый эшелон с танками, не участвовавшими в бою за Михайлов (КВ - 7 машин; Т-34 - 4; Т-26 - 4; Т-37 - 1; Т-60 - 5), убыл со станции Рязань.
Под Михайловом тем временем продолжался изнурительный двухдневный бой группы Феногенова, основную часть которой (принадлежащую 17-й тбр) теперь необходимо было срочно отправлять в Москву. Для эвакуации машин с поля боя под Михайлов был отправлен начальник штаба танкового полка капитан Рубин. По его словам, когда около полудня он прибыл в Поярково, сражение было в самом разгаре...
Танки выводились из боя по одному и отправлялись в Рязань для погрузки на эшелон. При выводе машин с поля боя выяснилось, что у одного танка Т-34 пробит бензобак и заклинена башня, на другой машине неисправен стартер, разбит скат, у третьего Т-34 были пробиты радиатор, бензобак, кроме того, еще имелось 8 пробоин термитными снарядами. У двух танков Т-26 оказались проблемы с моторами: у одного подбит, у другого сгорел. Еще 4 танка Т-26 являлись боеспособными.
В этот же день 30 ноября штаб 2-й танковой армии Гудериана в промежуточном донесении сообщал: «в 10 километрах северо-восточнее Михайлова отражена поддержанная танками атака силою до батальона».
К сожалению, более подробные описания боя у Пояркова в донесениях 17 тбр нами не обнаружены. Однако в историческом формуляре бригады указаны фантастические потери противника как в танках, так и в живой силе за эти два дня боев: 37 танков и 700 солдат и офицеров. Получается, что за 29-30 ноября под Рязанью было уничтожено больше вражеских танков, чем за две недели боев на Малоярославском направлении, где в сражениях были задействованы более крупные силы противника.
БЕЗ ПОТЕРЬ "УБРАЛИ" 20 ТАНКОВ
Частично пролить свет на события семидесятилетней давности позволяет эпизод из книги «Конец «Тайфуна», написанной в восьмидесятые годы начальником связи 17-го танкового полка 17-й танковой бригады Михаилом Мыциковым:
«Недалеко от Михайлова увидели, как по глубокому снегу навстречу нам медленно ползут около двадцати T-IV. Это был передовой отряд одной из дивизий танковой армии Гудериана.
Правду говоря, фашистские танки имели немало недостатков. Одним из них был и тот, что скорость этих машин по глубокому снегу не превышала, как правило, четырех километров в час, тогда как тридцатьчетверки делали двадцать пять.
В тот день, перехватив врага, мы за несколько минут подбили восемь танков. Остальные стали медленно пятиться, ведя огонь. Но скорость заднего хода была у них так мала, что вскоре тридцатьчетверки начали обходить их с тыла, отсекая путь к отступлению. Немецкие танкисты выскочили из машин и бросились наутек в поле, однако тут же были перехвачены рязанскими ополченцами. Мы потерь не имели, лишь на одной тридцатьчетверке пришлось ремонтировать поврежденные гусеницы.
Продвигаясь дальше, мы наткнулись в поле на группу вражеских танков, занесенных снегом. Подъехали ближе и с удивлением обнаружили: T-IV исправны, но ни в одном из них не было горючего…».
Что ж, если события, действительно, развивались именно так, как их описывает Михаил Иванович, немцы вполне могли потерять на рязанских просторах буквально засыпанных за последнюю неделю ноября снегом, около четырех десятков танков.

ЭПИЛОГ
Интересно, что неожиданный вывод танковой бригады из боя сыграл важную роль в последующем освобождении силами 10-й Армии города Михайлов. Дело в том, что эвакуацию танков немцы приняли за паническое бегство и поэтому снова расположились в городе, не опасаясь дальнейшего противодействия со стороны Красной Армии и не выставив даже боевое охранение. Благодаря чему 330-я стрелковая дивизия в ночь на 7 декабря смогла почти вплотную подойти к Михайлову и с расстояния всего в один километр открыть артогонь. Только в этот момент противник неожиданно для себя обнаружил приближение наших частей и попытался перейти к активной обороне, но... К утру город был полностью освобожден от захватчиков."








Информация
Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
 
ioma(собака)mail.ru
1 ??????.???????