верх
верх
верх
1
Город Михайлов Рязанская область 1
Вход на сайт:
Главная страница Новое на сайте Регистрация на сайте Статистика сайта Форум городского Михайловского сайта   1
Навигация по сайту:
1
Опрос сайта:
Где Вы живете?
Михайлов
Рязань
Москва
Другой город
1
Погода в городе:
1
Архив новостей:
1
Интересные ссылки:
1
Реклама:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК (размещение рекламы - Телеграмм @crayioma
Белорусские продукты в Михайлове
jetlend.ru инвестиции в бизнес

О том, как в 1594 г. гор. Воронеж (очередной раз) строили.

Категория: История
Одни строят, другие охраняют, а третьи владеют.

Если кто-то думает, что Михайловские плотники сидели на печи и жевали калачи, тот ошибается. После каждого разорения, труба зовет. Так было с Рязанью, Данковым, Козловым, Воронежем.

2. Охрана.
Шатцкий город. "Шастунов Семен и Сидоров Степан, для бережения..."
"А ставил город Борис Иванович Сукин.

Гор. Дедилов.
"Для бережения Василий Петрович Яковлев"
Делал Дмитрий Жижемский

3. Михаилу Матвеевичу Бутурлину - дан городок Сопожок, а в нем земель 8000. Это кроме имеющихся поместий. Государь подумал: - не жирновато-ли будет. "И Бутурлин городок Сопожок отдал на государя."

"Весной 1568 года служилые люди из Пронска и Михайлова под руководством воевод князя В. Курлятова и князя Б. Щепина-Серебряного, а также голов Г. Сидорова и Ю. Булгакова поставили против этой пустыни на мысу, образованном впадением р. Вязовня в р. Дон, острог, положивший начало Данкова. Однако, официальной датой основания города краеведческая наука называет 1653 год."
"м я с н о в о - с у д а к о в иван кириллович, в 1589 г. голова, строитель г. оскола."
"в 1596 г. на Северский Донец посланы для подбора городского места: Лодыженский Иван, голова; Якушкин Третьяк, голова; Спиридонов Никифор, подъячий."


Указная грамота 1594 г. пронскому воеводе кн. И. Ф. Жировому Засекину о сыске беглых плотников.

От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии в Пронеск воеводе нашему князю Ивану Федоровичю Жировому Засекину, да Федору Борисовичю Колтовскому.

Писал к нам с Воронежа Иван Кобяков, что збежали с Воронежа от нашего городового дела пронские плотники, всево 16 человек.

И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тотчас тех всех плотников штинатцати человек сыскав отослали на Воронеж к Ивану Кобякову с сыном боярским, и велели их дати на поруки з записьми в том, что им с Воронежа покаместа от нашего городового дела отделаютца до роспуску не збежати. А которого числа их пошлете, и вы б о том к нам отписали в Посольской приказ.

Писан на Москве лета 7102-го августа в 26 день.

(В конце грамоты приписка): А на Михайлов к Василью ... (в рукописи одно слово утрачено? Никитичу или Григорьевичу) Вердеровскому о шти человеках плотниках грамота послана такова ж.

Указная грамота 1594 г. воронежскому воеводе кн. В. Г. Щетинину о выплате жалованья плотникам.

От царя и великого князя Федора [Иванови]ча всеа Русии воеводе нашему князю Василью [Григорье]вичю Щетинину.

Писали к нам [с Во]ронежа Иван Кобяков да Борис Хрущов: которые плотники были на Воронеже у городового дела, михайловские, и пронские, и тульские, и те все розбежались и имена тем беглым плотником к Москве прислали. И мы писали на Михайлов и в Пронеск к воеводам, а велели тех беглых плотников, всех сыскав и бив ботаги, за поруками выслати на Воронаж с сотником казачьим с Михайлом Качаловым. И как Михайла тех плотников приведет, и ты б тем плотником, и которые с Воронежа не бегали, дал для их нужи из воронежских доходов по полуполтине человеку, да на пять человек по две чети муки, да по полуосьмине круп, по полуосьмине толокна человеку, а с Москвы к ним послано с Михайлом по полу ж полтине. И промышлял бы еси городовым делом неоплошно, чтоб вскоре дорубити и покрыти и острог укрепить.

Писана на Москве лета 7103-го сентября в 27 ден


Отрывок указной грамоты 1594 г. на Воронеж.

... [ка]заков и на стрельцов, которые осталися за выбором прежнего прибору, и на п[ушк]арей, и затинщиков и на всяких люде[й] [которым велено город делать. А о пл[от]никах, которые збежали от городового дела на Михайлов и в Пронеск отписано, а велено их на Воронеж выслати тотчас. Да писал еси к нам, что приходят к тебе старые откупщи[ки], которые откупали на Воронеже воды и леса в нынешнем в 102-м году, а просят тех ухожаев вод и лесов на откуп на 103 год, а у тебя о том нашего указу нет. И ты б те воды и леса отдал в откуп из наддачи, хто будет пред прежним наддаст. А буде больши прежнего откупу не дадут, и ты б отдал прежним откупщиком и откуп на них взял по прежнему. А кому на откуп дашь и что откупу возмешь, и ты б о том к нам отписал, а денег бы еси к Москве не присылал, держал у себя (в документе: держал у себя – зачеркнуто).

Писан на Москве [лета] ... (текст утрачен: 1 - 3 слова) августа в 2... [день].

Роспись 1594 г. беглых воронежских плотников.

Неты имена плотником, которыя от государева городового дела с Воронежа збежали.

Имена тульским плотником: Грише Иванов, Василей Иванов, Сомсон Карпов, Сергей Микитин, Труфан Афремов, Монюк Никулин, Увар Тонкого, Булгак Кондратов, Тимохо Микулин, Микуло Савин, Иван Клепиков, Тит Ушаков, Долмат Григорьев.

Михайлова города: десятник Кузьма Лукьянов, Афанас Донилов, Кузьма Михайлов, Володе Григорьев, Иван Артемов, Саво Горасимов, Микита Еремин, Моксим Восильев, Андрос Иванов, Михайло Восильев, Иван Яковлев, десятник Федор Иванов, Семен Федотов, Петруше Ондреев, Еремо Восильев, Семен Трофимов, Восилей Петров, Филип Федоров, Федор Григорьев, Афанас Семенов, Федор Степанов.

Пронского города: десятник Иван Восильев, Артем Астафьев, Сило Ортемов, Восилей Митрофанов, Анцыфор Трофимов, Еким Лукьянов, Семен Лукьянов, Федор Митрофанов, Лазорь Степанов, Позняк Фролов, Восилей Семынин, Карп Иванов, Истомо Митрофанов, Милован Колесник, Степан Восильев, Кузьма Иванов.

Указная грамота 1594 г. на Воронеж И. Кобякову с разными распоряжениями.

От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси на Воронеж Ивану Федоровичю Кобякову.

Писал нам о городовом деле, что по нашему указу розделено было городовое дело на всяких людей повытно. И ныне велено быть на нашей службе в провожанье з Данилом Истленьевым и с турским чеушом стрельцом сту человеком, а осталось стрельцов прежнего прибору только сорок шесть человек, и что было им указано городового дела, то ныне стало. А казаки Борисова приказу тое стены и башни делати не хотят. Да с Воронежа ж от городового дела збежали плотники пронские, все шестнатцать человек, да Михайловых шесть человек. И нам бы тебе в том велети указ учинить.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б городовым делом промышлял по прежнему нашему указу, а тое долю, что было делать стрельцом, которые посланы на нашу службу до провожанья, розверстал бы еси на всяких людей [...]натцати человек, чтоб нам их пожаловати, велети быти с атоманом з Гаврилом Михайловым вместе с его товарыщи, а Василей Вороной им не люб. И будет все Вороного товарыщи с ним быти не хотят, и ты б им велел быти в станице с атоманом з Гаврилом Михайловым, а Василью Вороного велел быти на Воронеже в ряду з беломесными атаманы и козаки.

Писан на Москве лета 7103-го сентября в 26 день.

Отписка 1594 г. И. Кобякова и Б. Хрущева царю Федору Ивановичу о ходе городового строительства.

Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Руси холопи твои Ивашко Кобяков да Бориско Хрущов челом бьют. Велел ты, государь, нам, холопем своим, спешити городовым делом на Воронежи, штоб город зделоть вскоре. И посохи государь у твоего городового дела на Вороноже нет ни одного человека. А плодники, государь, от твоего государева городового дела с Воронежа збежали все: тульския, михайловския, пронския. Плотнико[в], государь, ни одново у городового дело не осталося, а што, государь, было розвычено на козаки и на стрельцы гародни и башни, и стрельцов, государь, Иванова приказу Арсеньево послана на твою государеву службу по низ сто человек, осталось, государь, на Вороножи Иванова приказу Арсеньево старых стрельцов 46 человек, и те, государь, пеши, возить им городового лесу не но чем. И твое, государь, городовое дело на Вороножи за плотники все стала. А города, государь, зделона на Вороножи сентября по 10 день козачьей розвытки Борисова приказу Хрущова: стена стороннея долгоя по обламки, и обламки на той стене взрублены пополам, да ворота большия на передней стене по первой мост, да половино задней стены, взрублено по мост же, да наугольнея, государь, башенкя взрублено по мост, да середнея, государь, башне, которой быти [над ней] к стене на 3 мостех взрублено по первой мост. Да стрелецкой, государь, розвытки зделона города на Вороножи по то ж число: передней стена вся с обламки и намощена, да стороннея, государь, стена долгоя зделона вся по обламки, а не намощена; да ноугольноя государь башне зделоно вся на 3 мостех по верхней бой и намощена, обламки почеты рубить. Да наугольных, государь, малых две башенки взрублены по мост. И без плотников, государь, козаки и стрельцы города рубить не умеют, а городовой мастер Илья Котеринин на Вороножи живет без дело. А преж сего к тебе, ко государю, мы, холопи твои, о беглых плотникох о том писали с Васильем с Медведем. И ты государь, нам холопем твоим, о том, как укажешь.

Отписка 1594 г. воронежского казачьего головы Б. Хрущева царю Федору Ивановичу об участии казаков в городовом строительстве и с жалобой на И. Кобякова.

Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всея Руси холоп твой Бориска Хрущев челом бьет.

Писал к тебе, государю, Иван Кобяков на меня, холопа твоего, ложна. Будта я, холоп твои, для твоего государева дела к нему не приезжаю, и по твоим государевым грамотам в Козачьем приказе в казакех и в захребетниках беглых крестьян не сыскиваю. И я, холоп твой, у своего приказу с Иваном Кобяковым сыскивал и сыскав беглых крестьян детем боярским отдавали. А казатскую, государь, слободу Иван Кобяков детей боярских огню высматривать не посылывал ни одного человека, а ездят, государь, для огню сотники. А у твоего государева дела я, холоп твой, с сотники у казаков стою через день безотступно, а в пристав[ах], государь, Иван Кобяков у городовом деля детей боярских не присылывал ни одного человека. А как Иван Кобяков для твоего государева дела по меня, холопа твоего, пришлет, и я, холоп твой, к нему приезжаю и твои государевы дела промышляю за один. Обложили, государь, мы, холопи твои, твой государев город казаки да стрельцы и переднюю, государь, стену с обламки взрубили, и три степы, государь, срубили по обламки, и городовую, государь, стену с казаки мостили, и обламки рубили. А пушкари и затипщики и воротники твоего государева городового дела не делают, а сказывают, что им делать не велел Иван Кобяков. А велел, государь, ты город делать всяким людям. Да с Резани из Ряского уезда на Воронеж лесу возить и города делать полтораста человек 100 конных и 50 пеших, и посоха, государь, на Воронеж пришла с твоим государевым посланником на Зборной недели Великого поста. И твой государев посланник посоху Ивану Кобякову отдал всю сполна полтораста человек. И Иван Кобяков посоху роспустил, а лесу, государь, посоха на город мало возила. А лес, государь, на город секут и возят и город делоют козаки да стрельцы. И я, холоп твой, про твое государева горадово еся дела Ивану Кобякову говорил, что он посоху роспустил, а города посохою не делал и потому твой государе город протлился, вскоря не срублен, что твой государев город делают и лес секут и возят одни козаки да стрельцы, а посоха, государь, городоваго лесу возила немного и города не делала. И я, холоп твой, Ивану Кобякову говорил, что он посоху роспустил, и Иван рняся тому писал к тебе, государю, на меня, холопа твоего, ложна, и мне б, холопу твоему, по его ложному письму в твоей государевой опале не быть. Да приезжал, государь, на Воронеж с твоею государевою грамотою Широков Муромцов для своих беглых крестьян: Понкратка Шишлова да Тимошки Мажаринова. И Понкратка, государь, Шишлов на Воронеже старой козак, а отдал мне его в списку с служилыми козаки Козарин Крюков в прошлом 101-м году по твоему государеву наказу. А Тимошка, государь, Можаринов написался в твою государеву службу в новаприборныя козаки у меня, холопа твоего, в прошлом 101-м году. А сказовают, государь, что жили за Широким два года не на пашни, а пришли с Епифани с посаду из-зо верстаных детей боярских, которыя были в Епифани в козакех. А сказали, государь, что в их дворях за Широким жильцы осталися. А те, государь, козаки Понкратка Немцов да Тимошка Можаринов твое государева денежноя и хлебноя жалованья имали, о том, государь, мне, холопу своему, как укажешь. А которые, государь, данския отоманы и козаки из Ряского и из Данкова взяты на Воронеж на жетье, и мы, государь, им слободу отвели и места под дворы подавали.

Челобитная 1594 г. воронежского стрелецкого головы И. Арсеньева царю Федору Ивановичу с жалобой на действия И. Кобякова.

Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Руси холоп твой государев Ивашка Арсеньев челом биет.

Велел ты, государь, мне, холопу своему, быти у своего государева дела у стрель[цов] на Воронажи, а велел ты, государь, мне, холопу своему, стрельцов от воровства уимати, ат обиды беречи и стрельцом, государь, абида великая от детей боярских и от черкас. А стоят дети боярския и черкасы и плотники и сторожевыя козаки Ряского города и всяких твоих государевых посланников Иван Федорович Кобяков ставит в стрельцах, а у пушкарей, и у затинщиков, и у воротников, и у козенных сторожей ни стоят никоков человек по Иванову береженые Кобякова. А я, холоп твой, а том Ивану Кобяко говорил, Иван меня в том не послушал, а ставит всяких людей в стрельцов, и стоят черкасы в стрельцов, сытят мед на продажю и пиют в день и ночи и зернью играют. И я, государь, а том п[ос]лал к Ивану Кобякову пятидесятника, и Иван, государь, тех черкас от воровства не уимает, чтобы я, холоп твой, в том от тобя, государя, в казни и в опале не был. А стрельцов старых по всем дворам стоят стояльшики дети боярския, и черкасы, и плотники, и сторожевыя козаки Ряскова города. А стрельцов ты, государь, велел выбрать сто человек на низ с твоими государевыми посланники и с турским чаушом, а оставаютца у них одни жены. И я, государь, говорил Ивану Кобякову да Борису Хрущову от детей боярских, и черкас и плотников от тех стрельцов, коим итти на низ, свели, и ани, государь, не сведут. Да бежал, государь, твой государев стрелец воронежской Ивашка Григорьев сын Кудаев на низ, а провожал его стрелецкой пасынак Власов Песенкина. И я, холоп твой, того Гришку Песенкина поимал да посадил в тюрьму в твоей государева пени. Иван, государь, Кобяков того Гришку из тюрьмы выпустил бес твоего государева указу. И мне, холопу твоему, Иван Кобяков говорил: тобе де да того дела нет. И ты, государь, вели мне, халопу своему, а том указ свой учинить. И велел ты, государь, стрельцами быть сотнику стрелецкому Василию Горбатову на своей государеве службе, итить под Азов, и приехав с Москвы Василей Горбатай ко мне, холопу твоему, не ходит и меня, холопа твоего, лает и безчествует. А стрелецкоя, государь, слобода от города сидит далечя за козаков за хрептом и улици к городя ни одной нет, в сполошноя время пройтить некуды. А новоприборным стрельцом Иван Кобяков места дал за астрогом за полверсты от города у казаков за хрептом, аба поль города сидят все козаки. А Иван, государь, Кобяков на меня пишет тобе, государю, ложно, вели, государь, сыскати, и вели, государь, мне, холопу своему, а том указ свой учинить

Отписка 1594 г. И. Кобякова царю Федору Ивановичу о ходе городового строительства и с жалобой на действия Б. Хрущев.

Государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Руси холоп твой Ивашка Кобяков челом бьет.

Августа, государь, в 6 день писал ты, государь, ко мне, холопу своему, с воронежским с сотником с козачьим с Петром с Толстым о твоем государевам городовом деле, а велел ты, государь, мне, холопу своему, на Воронеже город развытить на козаки и на стрельци городни и башни по сотнем, на которую сотню сколькя доведетца. И город, государь, на Воронежи был развычен козаком и стрельцом по твоему государеву первому указу. И нынеча велел ты, государь, быти на своей государевай службе на низу воронежским стрельцом Иванова приказу Орсеньева сту человеком в провожани с своим государевым посленником ис с турским чеушом, а осталось, государь, на Воронежи у твоего государева у городоваго дела старых стрельцов Иванова приказу Орсеньева сорок шесть человек, и та, государь, стена и башня теперьва стала, потому что деловцав мала.
А козаки, государь, Борисова приказу Хрущева стрелецкой розвытки делать не хотят. А города, государь, на Воронежи зделона августа по 8 день козачеей развытки Борисова приказу Хрущова стена стороннея долгоя по обламки и намощена, да ворота больший на передней стене по первой мост, да половина задней стены и взрублена по мост жа, да наугольнея, государь, башенкя взрублена по мост, да середнея, государь, башня, которой быти на задней стене на трех мостех взрублена по первой мост. Да стрелецкой, государь, розвытки сделана города на Воронежи по то жа число, переднея стена вся с обламки и намащена. Да стороннея, государь, стена долгоя зделаяа вся по обламки, а не намощена, да наугольнея, государь, башня зделана вся на трех мостех, по верхней бой намощена и обламки початы рубить. Да наугольных, государь, малых две башенки взрублены по мост. И ты, государь, мне, холопу своему, от стрелецкой розвытки как укажешь. Да велел ты, государь, быти у своего государева у городового дела на Воронежи плотником из украенских городов с Тулы, с Михайлова и с Пронска, и проньскня, государь, плотники от твоего государева городового дела с Воронежа все збежали шеснатцать человек, да михайловских, государь, плотников збежала шесть человек, да тульских, государь, плотников збежала два человека. И яз тех плотников неты имена послал к тебе, государю, с Васильем с Медведевым. Да приходят, государь, ко мне, к холопу твоему, старыя откупщики, каторыя откупали на Воронежи твои государевы воды и леса 100-м в году, а просят в мене, у холопа у твоего, тех жа своих ухожей и вод и лесов ис твоего государева оброку на ста на третей год с Семеня дни, а у меня, у холопа твоего государева указу о тех водах и о лесех на новой год нет, и ты, государь, мне, холопу своему, о том как укажешь.

1623 г. Сапожок

Отписка Сапожковского воеводы Якова Милославского о приходе татар к Сапожку.

Сапожковский воевода Я. Милославский в отписке, полученной в Розряде 1-го Августа 1623 г., донес, что «мая в 10 день приходили к Сапожку татары и, быв на Сапожковских полях, пошли от Сапожка опять в степь, а взяли трех человек да пять лошадей отогнали, а по смете их было человек с сорок; да в июле 7 дня снова приходили татары и взяли в полон девять человек, да одного убили и двух ранили и снова ушли в степь; было их человек со сто. В июле же 12 дня опять приходили татары под Сапожок человек с тридцать, а отбить их было некому, потому что в Сапожке какие и есть ратные люди, и те безконны и бредут врознь от татарских частых приходов».

Помета: «Указал государь отписать в полки и по городом, чтобы над татары промышляли неоплошно. А к Якову отписать с опалою: есть ли у него сторожи и проезды, и почему татарове безвестно приходят, и почему... не писал, как приходили».

Государева грамота на Сапожок воеводе послана 1 Августа 1623 года, а в ней писано: «и ты дурак безумной, худой воеводишка! Пишешь к нам, что татарове к Сапожку приходят, и людей побивают и в полон емлют, а про то к нам подлинно не пишешь, в татарский приход сторожи у тебя и подъезды были ль, и для чего татары безвестно приходят, и для чего в те поры к нам не писал, как татары к Сапожку пришли?» Далее следуют наставления об укреплении города и постановке по дорогам сторож.






Информация
Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
 
ioma(собака)mail.ru
1 ??????.???????