верх
верх
верх
1
Город Михайлов Рязанская область 1
Вход на сайт:
Главная страница Новое на сайте Регистрация на сайте Статистика сайта Форум городского Михайловского сайта   1
Навигация по сайту:
1
Опрос сайта:
Где Вы живете?
Михайлов
Рязань
Москва
Другой город
1
Погода в городе:
1
Архив новостей:
1
Интересные ссылки:
1
Реклама:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК (размещение рекламы - Телеграмм @crayioma
Белорусские продукты в Михайлове
jetlend.ru инвестиции в бизнес

Из истории Средневекового Крыма

Категория: История
Итальянские морские республики и Золотая Орда. Кризис 1343–1349 гг

Византийская империя с 1341 по 1347 г. охвачена тяжелейшими междоусобными войнами, следствием которых было, в первую очередь, разорение балканских и окончательная утрата многих малоазийских территорий. С 1337 по 1355 г. они велись и в Трапезундской империи, достигнув апогея в 1341–49 гг. Сам Трапезунд становится жертвой туркменских набегов в 1341 и 1348 гг
В 1338 г. венецианцы, а в 1344 г. – генуэзцы (после разгрома их фактории) покидают Тавриз, столицу и главный торговый центр ильханов.
Первые признаки нестабильности ощущаются и в Золотой Орде, но там смута начнется позднее, со смертью Бердибека в 1359 г.
То, что произошло в Тане в сентябре 1343 г.,
Венецианский историк, канцлер Крита, Лоренцо Моначи (1375–1429) всю вину за происшедшее возлагает на дерзкого татарина, давшего пощечину представителю рода Чиврано и убитого мечом на месте. Последствием стало то, что татары собрались вместе, напали на «латинян», бежавших на корабли и оставивших на берегу убитых, раненных, пленных, а также товары и имущество. Но почти сразу же венецианцы попытались примириться с ханом, чему мешали генуээзцы, блокировавшие доступ в Черное море и принудившие венецианцев торговать там только через генуэзскую Каффу, испытывая значительные неудобства и траты.Именно конфликт в Тане открыл путь к новой войне двух морских республик и ее автор объясняет ограничительной политикой и гордыней генуэзцев
Другой византийский историк, Никифор Григора, переместил происшествие в Тане в рассказ об обосновании генуэзцев в Каффе, строительстве их фактории в результате недавних договоров с ханом...
Итак, в сентябре 1343 г. сравнительно большой венецианский флот, а также и генуэзские суда, стояли на рейде Таны близ устья Дона. Николо Беленьо был опытным капитаном. Он водил в Тану караван судов до 1333 г.28, был и позднее связан с торговлей в Причерноморье. Являясь капитаном, Беленьо, возможно, пытался остановить разразившийся конфликт, приказав казнить на свой галее захваченного «сакерия» (мародера?), за что по возвращении в Венецию держал ответ перед судом и, после длительных дебатов, был приговорен к штрафу в 200 лир и запрету в течении 5 лет избираться консулом Таны.
Изгнанные из Таны христианские купцы нашли свое убежище за стенами Каффы, которая затем подверглась трехлетней осаде, пережить которую помогало снабжение города всем необходимым кораблями с моря.
В это время на Востоке до 1348 г свирепствовала чума, она пришла и в Крым.
Чума и людские потери в войске прекратили осаду Каффы. Но значительное число венецианцев и генуэзцев, ранее находившихся в Тане и на территории Орды, попало в плен к татарам и содержалось в Сарае и других городах.
Стало известно, что в ходе произошедших в Тане беспорядков покидавшие ее венецианцы забирали (а возможно, и грабили) имущество соседей, как западноевропейцев, так и «сарацинов».
Дело продвигалось медленно, и работа комиссии Сената продлевалась до 15 января, а затем и до 15 марта 1344 г. 30 марта 1344 г. Сенат, наконец, предъявил обвинения в умышленном убийстве «сарацин» в собственном доме Петраке Контарини, Марино Соранцо и двум сансерам: Андреа из Пармы и Абраму из Кремоны и слуге Грациано Дзордзи по имени Moramus.
21 февраля 1344 г. Сенат счел полученную информацию достаточной для введения запрета всем гражданам Республики посещать территории Орды, включая Каффу.
22 апреля в Венецию стали доходить сведения о бегстве или об освобождении ханом части венецианцев Таны, и патроны идущих в Константинополь галей получили предписание брать их на борт, где бы они их ни встретили.
28 апреля Сенат уже знал об итогах визита нунциев в Орду. Они были приняты ханом Джанибеком, всесильной ханшей Тайдулой и «баронами» и представили им письма.
В специальном поручении послам от 5 июня 1344 говорилось о готовности венецианских властей изучить все долговые претензии татар к венецианцам и поручалось собрать и передать долговые иски венецианцев татарам для последующего рассмотрения Сенатом и взаимного урегулирования через консула Таны74. Для отправки послов должна была снаряжаться специальная галея, на которой строжайше запрещалось перевозить серебро и коммерческие грузы, нарушая торговое эмбарго (санкции).
К октябрю 1344 г., несмотря на продолжающуюся блокаду Каффы, ситуация смягчилась. Осада, видимо, была вскоре снята, а удачная вылазка генуэзцев заставила татар временно отступить от стен города. Венецианские послы в Каффе получали информацию об открытии торговых путей от Солхата к Поволжью, о прибытии в Сарай большого количества шелка, о специях в Ургенче, а также о благорасположении местных правителей и населения. Купцы Солхата (иудеи и армяне), доставившие эти сведения, видимо, продолжали в ограниченных масштабах поддерживать торговлю между Каффой и Солхатом.
Гораздо большими неприятностями грозила продовольственная блокада. Как сообщил Пиккамильо, Херсон, откуда Каффа получала зерно морем, был по приказу хана оставлен жителями, чтобы зерно из его порта не поступало в Каффу.
Если генуэзцы считали Каффу территорией коммуны Генуи, то венецианцы указывали на договорный характер генуэзского поселения на татарской территории, уплате коммеркиев хану и наличие в Каффе ханских чиновников (тудуна и др.), обладавших правом суда над всеми жителями, кроме генуэзцев, и сбора, как и в Тане, традиционного 3 % коммеркия со всех товаров в пользу ханской казны. Сенату было известно, что 22 августа генуэзская галея отправлялась в Чембало с грузами сукна и сахара, 24 августа в Каффе был объявлен запрет на торговлю с Ордой. (Санкции №2)
Наиболее интенсивная торговля между Каффой и Ордой велась через Солхат, сансеры которого постоянно и беспрепятственно вели свои операции на рынке Каффы. Генуэзские суда перевозили в различные порты Орды, прежде всего – Азовского моря, сукно, хлопок, камлоты, закупая зерно, кожи, беличьи шкурки.
24 апреля 1347 г. Сенат снял запрет для венецианцев торговать зерном во владениях «императора Джанибека», что свидетельствовало как о достигнутых с правителями Орды договоренностях, так и о нужде Венеции в хлебе, доставляемом из Черного моря из-за большого недорода в Западной Европе.
Послы должны были прибыть в Тану, Воспоро (Керчь) или другой пункт Азовского моря, где их ждал бы получивший подорожные нунций.
Более того, желая прочнее закрепиться в Приазовье перед лицом генуэзских соперников, Венеция просила хана о передаче ей еще одной фактории – Воспоро (Керчи), на которую давно уже с вожделением взирали венецианцы, понимая ее стратегическое значение в Керченском проливе. Ради достижения целей послам разрешалось закупить дары хану на сумму до 2000 дукатов.
26 декабря 1347 г., наконец, хан Джанибек пожаловал венецианским послам алотамговый ярлык. Произошло это не в Тане, а в Гюлистане, на средней Волге, куда ханский двор, видимо, откочевал при эпидемии чумы.
Новый ярлык был дан в ответ на просьбы венецианской коммуны и ее заверения в осуждении виновника ссоры 1343 г. Хан простил обидчиков, предоставил им новую территорию, но повысил коммеркий с 3 до 5 % (редкий случай, когда венецианцы согласились с умалением ранее данной привилегии). Впервые четко определялась площадь предоставляемого участка: 100 на 70 пассов. Венецианцы получали отдельный от генуэзцев участок территории в Тане. Большинство условий прежних пожалований подтверждалось (право отдельного эмира-даруги в случае конфликта венецианцев и татар, освобождение от налогов на драгоценные металлы и фиксация портовых сборов и др.). Специально оговаривался запрет берегового права, а также отказ от применения репрессалий к родственникам виновных в финансовых и иных нарушениях. Венецианцы всегда настаивали на обязательстве хана не применять права марки к гражданам Республики, и в данном случае добились такого подтверждения. Важным условием, фиксирующим сложившиеся отношения, был оговоренный ханом запрет чинить ущерб мусульманским («сарацинским») купцам и паломникам на борту венецианских судов, а также в прибрежных портах. Вероятно, это отражало заинтересованность хана не только в поддержке хаджа в недавно мусульманизированной стране, но и в средиземноморской торговле с использованием венецианских судов. Еще одной мерой защиты местной торговли со стороны хана было введение непомерно высокой заградительной пошлины на покупку сырых шкур (50 и 40 % от стоимости, в зависимости от типа).

Вот он, типа Евросоюз, средневековья. По-гихнему Каффа, по-нашенскому Кафа.

А в это время, убежавшие от чумы золотоордынцы осваивали среднюю Волгу, древнюю Булгарию...

«Рашка» Раш (тат.) — древнее солнечное божество.

Примерно в середине 14 века наблюдается приток населения на окраины бывшей Волжско-Камской Болгарии - в Казанский край. Обычно этот приток связывают с разрушением в 1361 году Булгара ханом Булат-Тимуром, однако подобные явления происходят и в других областях Золотой Орды, и связаны эти явления с насильственной исламизацией татар, начавшейся на 8-ой год правления хана Узбека. Именно в это время активизируется вольное казачество, как рефлексия на исламизацию. Татары-христиане и татары-язычники уходили или в Русский Улус или на буферные зоны, так же уходили недовольные властью татары-мусульмане. Видимо одним из таких мест был Казанский край. Следующий приток татарского элемента в эти места был отмечен в русских источниках, которые говорят, что в 1438 году в Среднем Поволжье поселилось сперва 3000 татар, пришедших из Крыма вместе с ханом Улу Мухаммедом - одним из представителей ветви Тука-Тимура, а затем сюда "начаша сбиратися мнози варвары от различных стран, от Златыя Орды, и от Асторохани, от Азуева и от Крыма". Таким образом, татарский элемент окончательно подчинил себе болгарский и растворил в себе. А в татарском элементе доминирующим был кыпчакский элемент, об этом писали все очевидцы тех событий, по сути это стали слова-синонимы "татарин" и "кыпчак", еще словами-синонимами стали и до сих пор остаются в некоторых языках слова "татар" и "нугай". Вот и нашелся общий для всех татар предок! Теперь осталось показать, что именно этот предок является носителем татарской христианской традиции. Для этого стоит вспомнить, что православных христин в кыпчакских землях Золотой Орды окормляла Сарайская Епархия, созданная в 1261 году; кроме православных действовали католики, которые в 1315 году в столице Золотой Орды создали католическое епископство, в начале 14 века в Золотой Орде функционировали 12 францисканских монастырей. Так же есть различные свидетельства того, что кыпчаки были именно христианами, хотя христианство кыпчаков сильно переплеталось с элементами язычества. Характерно свидетельство Гильома де Рубрука, ярко говорящее о вере кыпчаков (команов): "Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу. Они строят также для богачей пирамиды, то есть остроконечные домики, и кое-где я видел большие башни из кирпичей, кое-где каменные дома, хотя камней там и не находится. Я видел одного недавно умершего, около которого они повесили на высоких жердях 16 шкур лошадей, по четыре с каждой стороны мира; и они поставили перед ним для питья кумыс, для еды мясо, хотя и говорили про него, что он был окрещен (!!!- Ш.Б.). Я видел другие погребения в направлении к востоку, именно большие площади, вымощенные камнями, одни круглые, другие четырехугольные, и затем четыре длинных камня, воздвигнутых с четырех сторон мира по ею сторону площади". И, наконец, арабский путешественник первой половины 14 века Ибн-Баттута в своих записках прямо свидетельствует, что "все кыпчаки - христиане". Теперь можно с уверенностью сказать, что кряшены, также как и другие татарские этнические общности нашли свой исток. Кстати, язык западных кыпчаков - половцев, как их называли русские, исторически известен, он ближе всего находится к татарско-мишарскому, наиболее близкий - говор нижегородских татар - "йокающий" и "цокающий"! Как раз в культуре нижегородских татар очень четко видны христианские элементы. И, если можно так выразиться, в коллективном сознании кряшен, нижегородские татары воспринимаются как бывшие кряшены - сергачские кряшены!

Как уже было сказано, после начала исламизации татар ханом Узбеком, не желающие исламизироваться уходили или в русские княжества или на окраины - в буферные зоны, этим и объясняется расселение кряшен на территории Казанского края в удаленных от центра районах. После образования Казанского Ханства кряшены, видимо, тяготели к Ногайской Орде, так как она была наименее исламизированной, поэтому они так и расселились как бы между современными Татарстаном, Башкортостаном и Удмуртией, именовались же, по всей видимости, ногаями или ногайскими татарами, часто переселялись в Мещеру - в Касимовское Ханство, в Рязанское Княжество и на территорию Мордовии. После присоединения Казанского Ханства, большинство кряшен вновь стали живыми членами канонической Православной Церкви, видимо с тех пор, они стали называться кряшенами или крешенными татарами, кроме того, они пополнили свои ряды за счет новообращенных. Следует особо подчеркнуть, что Иван Грозный запрещал к вере Христовой приводить насильно! И здесь требуется некоторое пояснение, в те времена, если человек, приговоренный к смертной казни за какое-либо преступление, изъявлял желание креститься, то ему отменяли смертную казнь, однако не отпускали на все четыре стороны, а, как правило, отправляли в далекий от этого места монастырь. Это не рассматривалось как насильственный метод приведения к Христианству, так как к смертной казни его приговорили не за веру, а за какое-либо преступление. Еще не следует путать такие понятия как насильственное обращение в христианскую веру и удержание силой в христианской вере. Первое в России запрещалось, а второе было обычным явлением, так как правитель считал своим долгом пресечение зла, только вот все эти действия зависели от реальных ресурсов, которыми обладал этот правитель. Еще не следует путать позицию Церкви по данному вопросу, позицию государства и отношение к этому какого-либо конкретного чиновника... Поэтому не следует превышение полномочий конкретного человека выдавать за христианскую заповедь. Если бы даже целенаправленно одновременно применялись усилия по принуждению к принятию святого Крещения приговоренных к смертной казни преступников; по удержанию силой в Православии; а также по превышению конкретными людьми своих полномочий, то совершенно очевидно, что этнической общности кряшен создать бы не удалось. Кряшены формировались на основе древней татарской христианской традиции, которую они не утеряли, а развили, приведя ее в соответствие с ортодоксальным Христианством.

Дальнейшее рассмотрение истории формирования этнической общности кряшен, к сожалению, выходит за рамки данной работы, и почти все тезисы ее требуют дальнейших тщательных проверок, но я искренне надеюсь, что наконец-то у кряшен появилось верное направление в изучении своей истории, начало которому положил Максим Степанович Глухов в своих трудах. Ведь от ответа на вопросы: "Кто мы? Куда мы идем? И главное, зачем?", многое зависит. Да поможет нам Господь наш Иисус Христос найти эти ответы...

Казань
“28” Марта 2008 года
© Шәрип Бохаров

Комментарий. Среди Московских татар, знакомых мне, больше всего были выходцы из Сергачского района.

А что же в Крыму?

Алекса́ндр Ива́нович Казначе́ев (7 ноября 1788 — 20 июня 1880) — сенатор, действительный тайный советник, глава Таврической губернии (1829—37).
Из дворянского рода. Сын рязанского помещика Ивана Васильевича Казначеева от брака его с Авдотьей Александровной Шишковой. Окончил Рязанскую гимназию. С 1807 года служил в канцелярии попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Н. Н. Новосильцева. Участник Отечественной войны 1812, проходил службу в петербургском ополчении, был ординарцем М. И. Кутузова, участвовал в битвах при Бородине, при Тарутине и при Лейпциге. С 24 октября 1818 — полковник.
С 1823 — правитель канцелярии новороссийского и бессарабского наместника графа M. С. Воронцова, с переименованием из полковников в статские советники. С 1 января 1827 — градоначальник Феодосии, с 17 апреля 1829 года — таврический губернатор. Внёс значительный вклад в благоустройство Симферополя, внимательно относился к нуждам местных жителей, энергично действовал во время бунта в Севастополе, вызванного эпидемией чумы, и в период двухлетнего неурожая и холеры в губернии.
С 1834 — тайный советник, с 1837 — в отставке. С 1845 — таврический губернский предводитель дворянства. С 1848 по 1854 — градоначальник Одессы, с 2 февраля 1854 — сенатор. С 29 ноября 1856 был членом комиссии, наблюдавшей за постройкою храма Христа Спасителя в Москве. В 1860—1863 был управляющим сохранной и сберегательной кассой при Московском Воспитательном доме.
Умер в глубокой старости на 91 году жизни в Москве. Был похоронен рядом с женой на кладбище в Новодевичьем монастыре, их могилы были уничтожены в 1930-е годы.
На посту феодосийского градоначальника и таврического губернатора Казначеев всемерно покровительствовал юному феодосийцу Ивану Айвазовскому. Обратив внимание на его выдающиеся способности, содействовал его обучению в Симферопольской гимназии, поступлению в Императорскую Академию художеств. На протяжении всей жизни Айвазовский неизменно поддерживал дружеские отношения с Казначеевым, был благодарен ему за помощь. Так, художником было написано несколько портретов Казначеева. По проекту Айвазовского и на его личные средства в честь Казначеева был возведён местный фонтан.
Семья
Межевание в Михайловском уезде 1772 – 1776 гг » Сайт города...
Казначеев Андреян Иванович (1766) в 1766 помещ.-Рязань-у.: дер. Танинская 17душ






Информация
Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
 
ioma(собака)mail.ru
1 ??????.???????