верх
верх
верх
1
Город Михайлов Рязанская область 1
Вход на сайт:
Главная страница Новое на сайте Регистрация на сайте Статистика сайта Форум городского Михайловского сайта   1
Навигация по сайту:
1
Опрос сайта:
Достаточно ли автомоек в нашем городе?
Да
Нет
1
Погода в городе:
1
Архив новостей:
1
Интересные ссылки:
1
Реклама:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК (размещение рекламы - Телеграмм @crayioma
Белорусские продукты в Михайлове
jetlend.ru инвестиции в бизнес

100 лет тому и этому.

Категория: История
А Петра Фёдоровича Кикина во 1614 году, при государе царе и великом князе Михаиле Фёдоровиче всея Росiи, от Николы Зарайского, в подъезде, татарове взяли в полонь и продали на каторгу; и был в полону на каторге многое время; и с полону он Петр Фёдорович окуплен в Азов.

Об этом эпизоде в жизни Петра Фёдоровича Кикина: «Судьба полонянников была далеко не безразлична правителям Руси — существовала целая отлаженная система выкупа, ставшая за долгие годы частью расчета в этом страшном бизнесе. В Посольском приказе собирались средства на выкуп, который платили в зависимости от того, к какому сословию принадлежал пленник. За пашенного или боярского крестьянина платили 15 рублей; за казака и пограничного стрельца — 25; за стрельца московского — 40 рублей. Отдельные суммы полагалось платить за дворян и бояр, в зависимости от их «поместного оклада». При этом было оговорено: если благородный пленник был захвачен не в бою, сумма выкупа падала вчетверо. К примеру, боярин Петр Федорович Кикин из своей рязанской вотчины, сельца Щурова, поехал на богомолье в Зарайск, находившийся в тридцати с небольшим верстах от его дома, и на обратном пути напоролся на отряд степняков — «взят в полон был татаровя на подъезде от Николы Зарайского». Брат его, Иван Федорович, отважный воин, бывший «в большой милости у государя», бросился с челобитьем к царю Михаилу Федоровичу, прося спасти братца. Вскоре из Москвы в Каширу была отправлена грамота от царя Михаила тамошнему воеводе, князю Григорию Костяниновичу Волконскому: «Бил нам челом рязанец Иван Федоров сын Кикин: брата де его, Петра Кикина, взяли в подъезде татаровя; и нам бы его пожаловать, велети брата его у татар окупить. И мы Ивана Кикина пожаловали, велели брата его, Петра Кикина, а у татар окупить, а окуп взяти на Иване Кикине. И как к тебе сия грамота придет, а татаровя буде к Кашире объявятся и ты бы о Петре Кикине с татары велел съехаться, и вел о Петре Кикине с татары говорить. Да буде татаровя Петра Кикина на окуп дать похотят, и ты б Петра Кикина у татар велел окупить; а окуп велел на него дать из нашей казны, для поспешенья; а после того окуп взять на Иване Кикине. Писано на Москве, лета 1614 года, мая в 14 день». Однако и хлопоты брата, и царская грамота помогли мало — Петр Кикин был «продан татаровя на каторгу; и был в полоне на каторге многие годы; и с полону был окуплен в Азове». По существовавшим «расценкам» за калужского стрельца Ивана Мошкина хоть и полагалось дать 25 рублей выкупа, но кто и где мог его искать, если прямо с рынка он был отведен на корабль и вскоре отбыл из Крыма». Два сына: Иван, Василий

1623 г.
н а у м о в андрей федорович, воевода. Наумову в передовой полк ко князю Василью Борятинскому.
к и к и н иван федорович,"Первым в Десятне 1648г. записан бывший воевода Иван (Меньшой) Федоров сын Кикин, участвовавший в обоих московских осадных сиденьях, Пронский воевода (1623г.)" В 1623 году, Кикин Иван Федорович был на его государеве службе на Михайлове, да был с полком же в Пронску.

СПИСОК ДВОРОВ И ЦЕРКВЕЙ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БЕЛОГО ГОРОДА ПО ДАННЫМ 1631 г.

10. Стольника Василия Ляпунова
39. Фёдора Колтовского
64. Стряпчего Дениса Ушакова (1618-1619 г.
У ш а к о в Степан Михайлович, воевода, Его дети Денис и Степан.)
56. Ивана Вердеревского
58. Фёдора Бутурлина
69. Василия Гавриловича Коробьина
61. Стольника Тимофея Васильевича Измайлова
62. Стольника Алексея Ивановича Полева (1593-1594 г.
П о л е в Иван Осипович, сентябрь, в сторожевом полку
66. Постельничего Степана Хрущова
83. Ивана Есипова (за казачим головой г.Михайлова Дмитрием Ивановым сыном Есипова, поместье в Окологородном ст в д.Хлыстовская Кузминская тож (кон.16в.)
84. Перфилия Ивановича Колтовского
86. Дьяка Казённого приказа Никиты Леонтьева
86. Михаила Васильевича Молчанова
92. Владимира Прокофьевича Ляпунова
93. Подьячего Акима Плохого (сын Плохого Мансурова?)
102. Стольника Прокофия Измайлова
103. Ивана Андреевича Ржевского
116. Моисея Ивановича Еропкина (1657-1658 г. г. Печерников. Наезд на город Исая Есипова с людьми и крестьянами с Михайловскими казаками.
1658 г. Е р о п к и н Моисей Иванович РГАДА. Высылка на службу в Полоцк и Смоленск)
123. Семёна Васильевича Колтовского
156. Ивана Колычева
156. Подьячего Ивана Злобина
158. Подьячего Сергея Беликова

Толстой Незнан (Неждан?), каз.атаман, пом. Ростисл., Морж ст Старорязанского стана (кон.16в.)
За черкасским отоманом Мелентъевым Калиною — жеребей с. Михайловского живущего, да жеребей с. Селезенова в пусте
Моржевского стана
Брянцева Рычка Микифорова донского атамана поместье пуст.что была д.Пелепелкина (?) (1628-29гг.) там же - Брянцов Никифор, атаман казачий, пом Морж ст (кон.16в.)
Вороновым Дмитрей Макарьев за казачьим сотником Морж.стана поместье д.Помозова и пуст.Галиной, (1628-29гг.)
Вострой Сабли Данила Васильев, каз.атаман, пом Морж ст
Вострой Сабли за донским отаманом за Еремою за Матвеевым сыном за - жеребей сц. Голина (здесь и далее кон.16в.)
Горманова за донским отаманом за Первым (Первушей) за Дмитреевым сыном— жеребей д. Одерихинские
Голосов Даниил, атаман донской, пом. Морж ст
Григор(о)ва (Григорьева) За сотником за козачьим за Жданом за Романовым сыном жеребей д. Маринины (в 1594-97гг.; в 1640г. за казачими сотником и есаулом Петром и Иваном Ждановыми детьми Григорова поместье по Белгороду; возм., дети Ждана Романова?)
Гриднева За донским атаманом за Говрилом Ивановым сыном жеребей с.Горбатова,
Елкина За донским отоманом за Михаилом за Олексеевым сыном -жеребей с. Горбатова,
Ефимов Басарга, атаман донской, пом. Морж ст
Зубов Первой Ширяев, каз.сотник, пом. Морж ст
Кашин Иван, донской атаман, пом. Морж ст
Киндяков Чюж сын каз.сотника, пом. Морж ст
Козлов Андрей, каз.сотник, пом. Морж ст
Костянтинов За донским отаманом за Приезжим сыном К. жереб.пустоши, что была д. Нечюхина, в пусте
Кошелев Михайло Борисов, каз.голова, пом. Морж ст
Круглинского За сотником козачьим за Третьяком Ивановым сыном – жереб.в д.Внукове
Крупского За донским отаманом за Федором за Яковлевым сыном — жеребей с. Горбатого в пусте
Ляхом За донским отоманом Степаном Овдокимовым сыном Л. д.Колшево Болшое. Его сын - Ляхов Степан, донской атаман, пом. Морж ст
Михайлов Лаврин, За черкаским отоманом за Лавриком - д. Голдино,
Недоброва За донским отоманом Богданом Васильевым сыном— жеребей в д.Глинке
Ондреев Иван, атаман донской, пом. Морж ст
Поливанова за сотником за козачьим Михайлова города за Романом Григорьевым сыном— пустошь, что была д. Руднева
Полопутов Василей, атаман донской, пом. Морж ст
Романов Ждан (Григорьев?), каз.сотник, пом. Морж ст
Рычковский, каз.атаман, пом. Морж ст
Рудокова казачья атамана Романовское поместье Гаврилова сына — жеребей пустоши, что была д. Улановка в пусте, жеребей пустоши, что была д.Гридинская Дубровина, в пусте, с.Колпаково, сц., что была д.Перекальская, Сысоевское тож;
Солового за донским отаманом за Васильем за Семеновым сыном — жеребей д. Внуковы,
Трофимов Панша, донск атаман, пом. Морж ст
Хотяинцев Иван, голова казаков, пом. Морж ст
Храпова (Озарьева — Храпова) за донским (точнее, Донковским) отаманом за Васильем Васильевым сыном— жеребей в д. Внукове (их родовое имение - поч.Дорогинка Морж.стана, Храповка Морж.стана
Ширинкин Молчан, атаман донск., пом. Морж ст
Щетинина за сотником за козатцким Рязкого города за Степаном за Яковлевым сыном — жеребей пустоши, что была д. Горностаевскоя, в пусте
Яковлев Фурс, атаман, пом. Морж ст.

Сумбулов Агей Иванович (1701) помещ.
Эта историческая справка приводится затем, чтобы показать, представители каких почтенных родов вступили в тяжбу, искали правду у высших властей, даже прибегали к содействию генерал-прокурора.

Суть же дела выражена в так называемом «Кратком экстракте о спорном капитана Степана Коробьина c Порутчиком князь Петром Гагариным недвижном рязанском имении». «Иван Большой Иванов сын Коробьин» взял в себе в жёны девицу Прасковью, дочь князя Фёдора Гагарина. После этого брака к поместью Коробьина, в 143 четверти, прибавилось ещё 46 четвертей, которые подарил Прасковье брат её Алексей. После смерти Ивана вдова уделила треть своего земельного владения, то есть 63 четверти, дочери Авдотье. Оставшуюся землю через четыре года почему-то передала брату Алексею. А тот, спустя короткое время, вернул её в качестве приданного племяннице, той же Авдотье, которая пошла под венец с Агеем Сунбуловым.

"Тысяча восемьсот шестьдесят девятого года Апреля восьмого дня явились к Андрею Андреевичу Полю, Московскому нотариусу в контору его, находящуюся на Тверской части на Тверской улице в доме под № 261, личности известные и имеющие законную правоспособность к совершению актов. Отставной полковник Егор Егоров Гримме и Московский мещанин Аким Лукич Сахаров, живущий 1-ый Тверской части 5-го квартала, в Богословском переулке, в доме Самариной, а второй Рязанской губернии, Михайловского уезда, в имении Князя Оболенского, в деревне Курлышевой в сопровождении лично ему известных свидетелей Коллежского Асессора Михаила Ильича Никонова, Коллежского секретаря Ильи Андреевича Фирсова и Губернского секретаря Михаила Николаевича Федосова, живущих в Москве: первый Мясницкой части, 2 кв., в доме Черткова, второй Басманной части, 2 квартала, в доме Вишневской, а последний Сущевской части, 3-го квартала, в доме Тенькова, с объявлением что они Гримме и Сахаров заключают договор о продаже им Гримме ему Сахарову земли по следующих условиях: Лета тысяча восемьсот шестьдесят девятого Апреля в восьмой день Отставной полковник Егор Егорович Гриме продал Московскому мещанину Акиму Лукичу Сахарову собственно мою, свободную от всякого залога и запрещения усадебную, полевую, луговую и подпашенную землю, оставшуюся от надела временно обязанных крестьян имения моего сельца Ассеньеского, состоящую Калужской губернии, Боровского уезда, при сельце Ассеньевском, доставшегося мне в составе населенного имения по духовному завещанию жены моей Варвары Ивановны Гримме, утвержденному Вторым Департаментом Московской Гражданской Палаты 27-го февраля 1864 года.
Продажу сию я учинил 1-е, со всеми по той земле, лесами, водами и всякого рода угодьями по дачам переписанным на приказном книгам, по планам и межевым книгам и по всяким крестьянам мне принадлежащим безспорно а мерою той оставшейся за наделом крестьян земли, по плану составленному Землемером Боровскаго, Малоярославецкаго Мирового съезда Басацким в 1864 году состоит в продажу к нему Сахарову поступает Сто сорок три десятины....."

Просмотрены клировые ведомости Михайловского уезда за 1863 г. - там Сахаровых тоже нет, есть предположение (не более того!) что они из священников. Попросили посмотреть местных специалистов, занимающихся священниками, они нашли псаломщика Сахарова Ивана Николаевича, 1879 г. рождения, из семьи священника села Лески Рязанского уезда. Служил он в с.Новорождественском (Ижеславль) Михайловского уезда в 1912 г.



«Сбор» — уравновешивание лошади под всадником для придания ей положения, из которого он может легко выполнить движение в любую сторону. «Сбор» состоит в том, что лошадь подводит задние ноги под туловище и сдает голову в затылке при слегка приподнятой шее. Всадник добивается «сбора», усиливая давление шенкелей, одновременно набирая повод и подавая корпус от поясницы вперед.

Золотова Евдокiя Петровна, крестьянка, † 19 iюля 1871, 60 л. «Милыя моя дѣти и милые мои сродники, на сiе мѣсто прiйдите и не облѣнитесь, воззря на памятникъ сей, умилитесь, какъ часъ смертный постигаетъ душу и разлучаетъ ее съ тѣломъ, вспомните мою къ Вамъ любовь и, прослезясь, вси поминовенiе о душѣ моей сотворить потщитесь» (С. Малое Алексѣевское Коломен. у.).



«У нас тут дали жилье за работу в сельском хозяйстве, а теперь за тяжелую физическую работу зарплату грошовую платят, дома не дают приватизировать, даже выселяют. Люди почти в рабстве живут. Кому жаловаться-то? А мне сильно не поздоровится, если узнают, что я вам тут наговорила», – рассказала уроженка соседнего Захаровского района.

Те, кому удается устроиться на производство или на фабрику в райцентре, большую часть зарплаты тратят на проезд. Компенсируют «проездные» затраты далеко не всем. Льготы, которые были положены ранее (бесплатный уголь для растопки печей, бесплатное получение земельных участков, сниженные тарифы на услуги ЖКХ), видоизменяются или отменяются вовсе.

Многие из нас слышали легендарное напутствие: «Не нравится здесь жить? Люди злые, машин много? Поезжайте в деревню, там полно домов заброшенных за копейки, земли бесхозной. Через годик хрюшку с бычком продадите и заживете припеваючи!» Свежо предание, как говорится. Так может сказать только коренной горожанин, чье знакомство с деревенской жизнью ограничивается просмотром картинок в букваре. Ничего общего с реальной жизнью эти легенды, за очень редким исключением, не имеют.

«Вы же там, в городе, считаете, что в деревнях все богачи: мед продают, свинину, молоко со сметаной, огурцы тоннами на столичные рынки сдают. Как слышим такое – смех разбирает. А вы в курсе, что хрюшек и кур надо кормить? Что, к примеру, бычка нужно сначала вырастить (а на это уходит немало средств), потом заплатить за убой, потом за ветконтроль, затем отдать деньги за торговое место, еще какую-нибудь лицензию спросят… В итоге ничего не остается. Если не продавать самим, а сдавать за копейки перекупщикам, даже корма не окупятся. А в городе говорят, что деревенские одну хрюшку продадут – весь год не просто живут, а жируют. Приезжайте, попробуйте сами», – посмеялись над «городским» мнением несколько жителей Пронского района…

Только однажды во время командировки мне удалось найти выставленный на продажу по привлекательной цене кирпичный дом с современными пластиковыми окнами, с водопроводом и теплым санузлом, даже с приусадебным участком приличного размера.

Стоил он, конечно, не полмиллиона, а 1,2 миллиона, но и эта цена была для него мала. В чем секрет такой низкой стоимости? Да просто жилье расположено в непосредственной близости от районного полигона твердых бытовых отходов близ деревни Прудская Михайловского района…

Создание привлекательного образа села – конечно же, совместная забота местных властей и предпринимательского сообщества. Но если чиновники демонстрируют явную информационную закрытость по отношению к инициативным людям, как это недавно произошло в Александро-Невском районе (главы сельских поселений фактически засекретили муниципальные целевые программы), то возрождению села не помогут даже многолетние европейские санкции.

Опубликовано в №28 еженедельника "Дом.Строй"
(от 22.07.2015г.)


В 1716 году по указу Петра I купцы Томилин и Рюмин основали близ Старожилова чугунолитейный и железоделательный завод (достиг наибольшего расцвета в XIX веке).
Следующая точка п. Истье.
Машиностроительный завод, и доменная печь, и храм рождества христова, все это, раскинулось прямо по середине села Истье.

Доменная печь - уникальный памятник промышленной архитектуры XVIII в. Это единственная сохранившаяся домна на территории Восточной Европы.
Как она появилась здесь, в рязанской глубинке? История долгая, но познавательная и поучительная! Согласно письменным источникам, село Истье возникло в начале XVII века. Своим появлением оно обязано залежам железных руд. Именно здесь возник «Истьинский очаг рязанской металлургии». А началось все с Петра I. Озаботясь нуждами российского флота, царь скоро убедился, что помимо парусины и древесины флоту требуется много... иголок. Естественно, а чем еще паруса шить-то? Но швейные иглы приходилось завозить из Европы, и стоили они ужасно дорого. Вот и повелел государь основать свое, отечественное иголочное производство. Первыми на это дело откликнулись рязанские купцы Томилин и братья Рюмины, до того зело обогатившиеся на винных подрядах. В 1713 году они, основав «кумпанство», заложили Истьинский чугунолитейный завод. Место было выбрано не случайно - возле села Залипяжье под Пронском были обнаружены богатые залежи руды, а река Истья обеспечивала производство водой и позже - «гидротягой» Через четыре года завод дал первую плавку, а в соседних селах Коленцы и Столицы появились игольные фабрики.


Рязанские следователи рассказали о своей работе в Крыму
23.07.2014

…Главной же задачей рязанских следователей была борьба с коррупцией. По словам следователя Михайловского МСО СУ СКР по Рязанской области Ивана Литвинова, взятки на полуострове брали поголовно.

Так, рязанские следователи вместе с сотрудниками УФСБ поймали на взятке инспектора ДПС на посту у Ангарского перевала. Он остановил молодого водителя, который, как ему показалось, был пьян или, по меньшей мере, выпивал вчера. И договорился с парнем, что отпустит его за 3,5 тысячи гривен. Тот позвонил папе, попросил привезти деньги. Инспектор дожидался взятки четыре часа! Правда, отец юноши приехал с фээсбэшниками и следователями…

А уже буквально через пару дней в получении взятки изобличили судебного пристава: женщина незаконно продавала сигареты, а он за 2 тысячи гривен составил акт, что якобы изъял их и уничтожил.

С одной стороны, не секрет, что коррупция и для нас проблема не чуждая. С другой…
– У нас люди, по крайней мере, попасться на взятке боятся, а в Крыму царил полный произвол, – говорит Иван Евгеньевич. – Люди на должностях дурели от безнаказанности. А население впало в уныние от безысходности: куда ни придёшь – дай…

Но у повального взяточничества, как у любого социального явления, были причины. Литвинов приводит пример. У полицейского участкового заработная плата всего 2,5 тысячи гривен (примерно 12 тысяч рублей). На эти деньги он должен был семью кормить, заправлять и ремонтировать машину, потому что ездить по рабочим делам приходилось на личном автомобиле. Служебный же на весь Симферопольский район с населением 200 тысяч человек полагался один… Более того, крымские полицейские даже ремонт в рабочих кабинетах делали на свои деньги.

– Отсюда-то ноги и растут: маленькие зарплаты и большие требования, – рассуждает Иван Литвинов. – Однако сейчас всё меняется. В Крыму идёт большая чистка, работников органов правопорядка снимают с должностей за малейшие оплошности. На взятках поймали уже многих.

Мой собеседник признаётся, что в целом Крым ему понравился – главным образом из-за людей, добрых и приветливых. Правда, он по долгу службы столкнулся и с другой характерной чертой:

– Все подозреваемые и обвиняемые категорически отказываются признавать свою вину. У нас, если поругались два собутыльника и один убил другого, то, когда доказательства налицо, сознаются: да, совершил, каюсь. В Крыму же чего только не придумают! Не я это сделал – и всё! Есть какая-то южная хитрость.

Юлия Верёвкина



Китоврасъ (kitowras) - Александр Музафаров, 2011-11-03 Святая из Рязанской глубинки...

Наталия Ивановна Козлова родилась 12 сентября 1895 года в селе Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии. Любопытно, что сейчас село входит в состав не Скопинского, а соседнего – Михайловского района Рязанской области, хотя до Скопина от него заметно ближе, чем до Михайлова.
«В семье, имевшей пятерых детей, Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное - для крестьянских детей того времени - образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии - Матрона - приняла монашеский постриг».
…«Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей".
Точная дата бракосочетания Наталии и Степана пока неизвестна. Но можно предположить, что это произошло не ранее 1910 – 1912 годов. Так что спокойной семейной жизни выпало ей совсем немного. Началась Германская война, которую тогда называли Второй Отечественной. В книге памяти Рязанской губернии фамилия Козлов занимает без малого две страницы. Были ли среди них родственники Наталии Ивановны – неизвестно. Но могли быть.
Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом - он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем».
Здесь необходимо сказать несколько слов о положении крестьян в начале ХХ века и о том, что из себя представляло село Чурики – родина и место служения Наталии Скопинской.
Первые сведения о нем относятся к 1628 году, когда его владельцем был некий Данила Иванович Сивцев.
К началу XVIII века в Чуриках было уже 52 двора и деревянная церковь Богоявления Господня и с того же времени упоминается уже как государственное село, т.е. его жители не были крепостными. Скупые строчки статистических документов показывают, какими быстрыми темпами развивалась Российская империя во второй половине XIX века. Если в 1858 году в селе в 172 дворах проживало 1963 человека, то в 1905-м дворов было уже 476, а жило в них 3578 человек. Т.е. население села не просто выросло в 1,8 раза, но и заметно улучшили свои жилищные условия. В том же 1905 году рязанский губернский статистический комитет определяет в селе каменную земскую школу, 12 каменных жилых домов, волостное правление, казенная винная лавка, кирпичный завод, 5 ветряных мельниц, пивная лавка, ярмарка и каменная церковь Богоявляения с пределами Николая Чудотворца и святых князей Бориса и Глеба.
Каменный храм был построен в Чуриках в 1878 – 1874 годах. Инициатива его создания принадлежала священнику Федору Иоанновичу Черкассову, который в течение 48 лет священствовал в селе. Автором проекта, возможно, был Рязанский губернский архитектор Николай Николаевич Вейс. О. Федор также был законоучителем в земской школе и, возможно, что именно он сумел пробудить в юной ученице христианское чувство.
Сын чуриковского священника, иерей Федор Федорович Черкассов 21 ноября 1937-го года будет расстрелян на том же Бутовском полигоне, что и Наталия Скопинская. Таким образом, Чурики стали родиной двух новомученников…
В 1929 году в Рязанском округе Московской области (так административно называлась тогда территория нынешней Рязанской области) началась коллективизация. Шла она тяжело. Местные коммунисты и комсомольцы не пользовались авторитетом и уважением на селе, так как набирались из представителей бедноты, причем, бедноты завистливой и ленивой. Партийное руководство также оценивало их деятельность весьма невысоко. Документы того времени пестрят отрицательными характеристиками и призывами к дисциплине и сознательности:

Увязская ячейка (партии – А.М.) Вследствие болезненного состояния, с задачами коллективизации не справилась. Хроническая болезнь ячейки — пьянство, дебоширство, еще более усугубилось и окончательно стерло лицо ячейки.
Начнем с головы: Секретарь ячейки тов. Данилов — систематич. пьяница, участник в картежных играх, в рождественские дни напился в доску, зашел в дом картежника, проиграл часть облигаций, потом его порядком избили, разукрасили фонарями, то ли из мести врагов, то ли по пьяной лавочке — определить трудно

Илебниковская ячейка. По коллективизации ничего не делала, комсомольцы пьянствуют, хулиганят, играют в карты, собраний не посещают.

Ячейка успеха в работе не имеет, так как авторитет ее в глазах населения подорван поведением некоторых комсомольцев. Работая на должности пред. с/совета, тов. Бычков в прошлом творил преступные дела, ограбил 3 кладовых, имел связь с бандитом Шашкиным, все время пьянствует, месяца полтора назад его возили по селу на тачке в дрезину пьяного, хулиганье над ним поношало как на представителя Советской власти. Комсомолец Борисов — одного поля ягодки, пьянствует, от общественной работы бежит, ясно, такое поведение подрывает в корне авторитет комсомола, а отсюда и тормоз в работе по коллективизации
Стоит ли удивляться, что в партийных документах часто упоминаются «контрреволюционные попы» и «церковники»? Новые порядки приживались на селе с трудом. На востоке области, в селе Веряево вспыхнуло крестьянское восстание. Оно было жестоко подавлено – 556 крестьян были казнены или брошены в лагеря, но и власти были вынуждены пойти на некоторые уступки и выполнить одно из требований повстанцев – отдать под суд руководство местного колхоза. Шесть человек обвиняемых «за допущенные в ходе коллективизации перегибы» были приговорены Коломенским районным судом к лишению свободы на срок от 2 до 5 лет. Впрочем, вышестоящий суд заменил лишение свободы более мягким наказанием.
Аналогичная ситуация складывалась и в Чуриках. Снова обратимся к воспоминаниям Марии Степановны:
«Отец тоже человек верующий, не хотел вступать в колхоз: видел, недоброе там творится. И однажды на собрании, при районном начальстве, он вслух сказал то, что про себя таили односельчане: и председатель колхоза, и парторг, и председатель сельсовета — все занимаются хищением общего добра., обманывают народ.
Через три дня отца вызвали в район. «Может, факты подтвердились?», — вслух размышлял отец, собираясь в дорогу. Он надел овечий тулуп, серую каракулевую шапку: до района всего 12 километров, но на дворе крещенские морозы, 27 января 1935 года…
— В тот же день, — дрожащим голосом продолжала рассказ Мария Степановна, — наш сосед вёз жену в больницу, на станцию Катино. Вернувшись, сообщил ужасную весть: сперва по дороге на встречу ему промчалась, точно стремясь поскорее скрыться, тройка лошадей. Затем повстречалась застрявшая у обочины повозка: «Чья это лошадь?- прикинул сосед, похоже, Козлова Степана Васильевича». Спешился. Увидел страшное: наш отец в залитой кровью каракулевой шапке хрипел простреленным горлом…
Вернувшись в родное село, сосед заехал к нам и обо всём рассказал матери. Вскоре ему домой подбросили записку: ещё раз откроешь рот- и твои дети останутся сиротами… Когда из центра приехали следователь и милиция, сосед отказался давать показания».
Так и осталось убийство крестьянина нераскрытым, хотя все село прекрасно знало убийц. Через год колхозное начальство нанесло новый удар по семье Козловых – «за неуплату государственных платежей» у них отобрали лошадь. И мать с четырьмя несовершеннолетними детьми были вынуждены обрабатываться свой надел вручную. Женщины, тянущие борону – картина, которую привыкли воспринимать как символ вражеского разорения, тяжелых военных или первых послевоенных лет, но в 1936-м году после окончания одной войны прошло уже полтора десятка лет, а до начала новой оставалось еще пять.
Причина преследований Козловых была не только в мстительности колхозных властей. Как уже упоминалось выше, одной из приоритетных задач советской власти на селе была борьба с религией. С рациональной точки зрения, а именно рациональными мотивами пытаются объяснить коллективизацию иные современные историки, борьба с религией являлась напрасной тратой сил, фактором, осложнявшим решение главной задачи – формирование коллективных хозяйств как стабильных поставщиков товарного хлеба для идущей индустриализации. Но на самом деле, в основе коллективизации лежали мотивы не рационально-экономические, а идеологическо-социальные. Главной целью, которой добивалось советское руководство, было уничтожение традиционно русского крестьянства как мелкобуржуазного класса, и превращения его в социалистический «пролетариат на земле». Именно поэтому коллективизация была сплошной, именно поэтому власть сознательно смирялась с уменьшением сбора хлеба, именно поэтому сельские коммунисты вели беспощадную борьбу против Церкви.
В мае 1932 года этот Союз принял план так называемой «безбожной пятилетки» - фактически пятилетний план уничтожения религии в советском государстве:
В первый год закрыть все духовные школы (они еще оставались у обновленцев, а у патриаршей православной Церкви их давно уже не было);
Во второй – провести массовое закрытие храмов, запретить издание религиозных сочинений и изготовление предметов культа.
В третий – выслать всех служителей культа за границу (что было на самом деле весьма угрожающим эвфемизмом – дело в том, что в действовавшем тогда уголовном законодательстве СССР высылка за границу была формой высшей меры наказания наряду с расстрелом).
В четвертый – закрыть оставшиеся храмы всех религий;
В пятый – закрепить достигнутые успехи, чтобы к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР».
При этом, «успехи» безбожного воинства были весьма невелики (по сравнению конечно с отпущенными средствами). Так перепись населения 1937 года показала, что 57% населения в возрасте от 16 лет и старше считают себя верующими и что особенно обеспокоило руководство страны, среди «ровесников октября», молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет таковых оказалось 44.4%. Именно поэтому в 1937 году на смену воинствующим безбожникам пришли карательные органы диктатуры пролетариата, а священнослужители стали одной из основных мишеней «большого террора».
При этом, принятая в 1936 году «самая демократическая в мире» Конституция СССР, гарантировала гражданам право на свободу совести. «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» - гласила 124-я статья Основного закона. Т.е. те люди, которые боролись против закрытия храмов, за возможность жить по христианским обычаям, за исповедание Христианства, не нарушали советских законов. Их нарушала власть.
Из воспоминаний дочери Наталии Ивановны:
«Почти каждую неделю мать ездила в Москву за свечами и кагором для богослужения. Как человек грамотный, была казначеем, потом её выбрали старостой Церковного совета. 26 июня 1935 года за усердную ревностную службу на благо церкви казначей Наталья Козлова по представлению настоятеля о Евгения Светлова награждается почётной грамотой епископа Скопинского Игнатия (Садковского). Но гонения на церковь всё усугублялись, арестовали священника нашей Благовещенской церкви, а затем и епископа. Мать убеждала прихожан сопротивляться беззаконию властей. Сама она писала о. Евгению в тюрьму о делах прихода, посылала епископу в заключение передачи, деньги. Люди корили её за такую ретивость: если тебя заберут , что с малыми ребятами будет? «На всё воля Божия», — отвечала Наталья Ивановна. «А мы как же?»- жалобно спрашивала и я. — «Господь вас не оставит», — ласково и с верою отвечала мать».
После ареста настоятеля Наталия Ивановна организовала шествие более 200 человек верующих к сельсовету, чтобы добиться его освобождения.
Из жития мы знаем и о другом подвиге старосты Богоявленского храма: Неравнодушной осталась Наталия Ивановна и к тому, что половину храма колхоз изъял под зернохранилище, и она призывала народ добиваться возвращения незаконно и безосновательно изъятого у Бога и верующих. В мае 1937 года по инициативе Церковного Совета Богоявленского храма состоялось многочисленное собрание верующих села Чурики. В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного Совета Василием Матвеевичем Абрамкиным ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим.
«Безбожная пятилетка» набирала обороты. Храм в Чуриках был приговорен к сносу. Но перед тем, как ликвидировать здание, власти решили избавиться от его защитников:
«Постановление УНКВД по Московской области от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики..., активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроена к советской власти ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова.
... Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения... избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Мария Степановна навсегда запомнила арест матери:
«Когда нагрянул «чёрный воронок», было два час ночи. Младшие брат и сестра спали, мать велела их не будить. Брат Гаврила, прибывший из города в отпуск, беспечно гулял за околицей с молодёжью, бренчал на гитаре…
Двое пришельцев всё перевернули в доме - искали письма о. Евгения Светлова. Всю религиозную литературу, которую мама сама читала и мне давала читать, сгребли в мешки и уволокли в «воронок». Исподтишка мама сунула мне толстую старую книгу: «Сохрани Библию, Маня!». Я припрятала книгу в подвале, не думала, что она станет когда-нибудь экспонатом в музее Бутово… Прощались мы спокойно, мама не сомневалась, что её скоро отпустят: ведь четверо несовершеннолетних детей одни остались…»
Не отпустили… 16 августа 1937 года Наталия Ивановна и два других члена Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были помещены в московскую таганскую тюрьму. 10 сентября постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен смертный приговор. 14 сентября 1937 года все трое были расстреляны на Бутовском полигоне. Советская власть победила еще нескольких «врагов народа»…

В 1989 году Наталия Ивановна Козлова, Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были реабилитированы прокуратурой Рязанской области «за отсутствием в их действиях состава преступления».
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века…
Сейчас в России много говорят о необходимости создания в стране гражданского общества. И многие сетуют, что нет де у нашего народа нет опыта подобной деятельности, что гражданская активность вообще не свойственна русскому человеку. История святой Наталии Скопинской наглядно доказывает обратное. Разве не было проявлением гражданского общества протест против незаконного ареста священника? Разве сбор подписей в защиту своего храма не был актом гражданской активности? Разве вся жизнь Наталии Ивановны Козловой не является примером жизни неравнодушного и граждански активного человека? И прославление как святой не есть ли указание для нас как надо следовать по пути Христову?
Те, кто сейчас пытаются возрождать заброшенные и чудом уцелевшие храмы, кто пытается спасти от современных вандалов памятники нашей истории, знайте – у нас есть сильный помощник. Русская женщина в простом ситцевом платке.
Святая Наталия Скопинская, моли Бога о нас….
А.
(материал готовился для публикации, но что-то пока не выходит. Так что пусть полежит здесь но пока под замком)






Информация
Eсли Вы хотите оставить комментарий к данной статье, то Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
 
ioma(собака)mail.ru
1 ??????.???????